Такие данные приводит "Яндекс". И утверждает, что стабильно растет интерес к российским товарам. Запросы на "недорогую мебель" в поисковике во втором квартале в целом увеличились на 11 процентов, на российскую - на 43.
По словам представителя компании "Яндекс" Руслана Королева, при выборе магазина одним из ведущих критериев становится стоимость товара - его отметили 44 процента покупателей. Маркетплейсы в этом смысле очень удобны: огромный ассортимент, можно сравнить позиции по цене.
Покупатели и производители открыли для себя маркетплейсы еще в пандемию. Переток из офлайна в онлайн только усилился после закрытия "Икеи", которая имела 16 гипермаркетов по всей стране.
Для мебельщиков маркетплейсы - возможность расширить сбыт, ведь они охватывают не только территорию России, но и СНГ. Правда, пока чувствуют там себя производители не слишком уверенно.
Во-первых, у разных интернет-площадок свои лимиты по размеру упаковки. И возникают проблемы с доставкой крупногабарита. Во-вторых, клиенты привыкли к набору сопутствующих услуг типа сборки. Маркетплейсы их не предоставляют. В-третьих, идет сильное давление со стороны демпингующих перекупщиков и необходимость платить комиссию 25-30 процентов площадке.
Также этот канал сложен для продажи моделей под заказ. Здесь торговля предполагает четкую товарную матрицу. "Возможно, имеет смысл запустить отдельную категорию продукции, которой еще не было на площадке. Или разработать спецлинейку под нее", - советует менеджер агентства SF.RU Юлия Новикова.
Российские фабрики научились делать качественные и красивые вещи. Согласны с этим и интернет-пользователи: в марте - апреле 72 процента опрошенных сказали, что наша мебель может значительно заместить западную.
"Сейчас рынок сужается, но в среднесрочной перспективе вернется к прежним позициям. Много освободилось поставщиков, которые хотят продавать свой товар, немного видоизменив, - говорит основатель "Первого гипермаркета мебели" Артем Максимов. При этом все признают: рынку нужно время, чтобы перестроиться.
"Люди, например, сейчас склонны покупать готовые решения, им так проще. Пока же они видят набор диванов, - рассуждает дизайнер Ксения Ерлакова. - Производителям нужно уделять внимание своим экспозициям в салонах". Еще одна проблема - импортозамещение. "Мы пользуемся почти на 100 процентов импортной металлической фурнитурой", - говорит гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов.