Как отметил спикер заксобрания Андрей Шимкив, ранее реализацию проектов с помощью механизма ГЧП депутаты обсудили на профильных комитетах, министрам были заданы конкретные вопросы о сроках, стоимости объектов, возводящихся по ГЧП, почему на медицинское оборудование потребовалось шесть миллиардов рублей.
- Я хочу поблагодарить всех за взвешенный диалог. Чем больше будет живого диалога, тем лучше. Напомню: всех в принципе устраивал и механизм ГЧП, и концессий, заключенных по ценам до бешенного скачка, который произошел по всей линейке стройматериалов, строительных работ. Нужно было это объяснить друг другу. Сейчас работа продолжается. Депутаты предлагают рассмотреть возможность удешевления проекта по строительству семи поликлиник, а также оборудования для них. В сегодняшней ситуации важно рационально планировать расходы бюджета. Уверен, мы найдем компромисс, - сказал Андрей Шимкив.
Министр экономического развития области Лев Решетников рассказал о текущем состоянии объектов ГЧП. Готовность четвертого моста через Обь составляет более пятидесяти процентов, трех из семи заявленных поликлиник - около сорока процентов. Еще четыре находятся в стадии проектирования. Кроме того, ведется проектирование шести школ в Новосибирске, поликлиники в районе ОбьГЭС.
Но главное - проекты создания инфекционной больницы и семи поликлиник затянулись по срокам и существенно подорожали. Общие капитальные затраты на семь поликлиник оцениваются в 19,5 миллиарда рублей. Изначально, в ценах 2018 года, они составляли 7,8 миллиарда рублей. В основном увеличение произошло по статье "Оборудование", уточнил Лев Решетников.
Депутат Константин Антонов поинтересовался, почему нельзя было зафиксировать цены на оборудование на момент подписания соглашения. Его коллега Вадим Агеенко считает, что нельзя было правительству заключать договоры с одним частным инвестором, который имеет чуть ли не все соглашения ГЧП, заявленные в области.
- Нужно разбивать на отдельные лоты, сотрудничать с разными инвесторами - это повысило бы эффективность реализации проектов ГЧП и концессий, - отметил Вадим Агеенко.
Депутаты Роман Яковлев и Вячеслав Илюхин вновь вернулись к теме затягивания сроков сдачи объектов. Пока в регионе не реализован ни один проект ГЧП - будь то строительство мусорных полигонов, моста, поликлиник.
- Концессионеру все сходит с рук? Любое неэффективное расходование бюджетных средств должно пресекаться, а виновные - понести наказание, - высказал свою позицию по вопросу Вячеслав Илюхин. - Никто из депутатов не говорил, что не нужно строить поликлиники, но их нужно строить дешевле, качественнее.
В связи с этим депутат Дмитрий Козловский привел цифры: по обсуждаемым проектам (мост, поликлиники, школы) бюджет должен заплатить концессионеру девять миллиардов рублей уже в 2024 году и десять миллиардов - в 2025-м. "А если объекты не будут сданы, мы будем платить за несуществующие поликлиники?" - недоумевает депутат.
Тему продолжила вице-спикер Ирина Диденко:
- Сроки сдачи школ - декабрь текущего года. Очевидно, что это невозможно. Но федеральный капитальный грант уже освоен на уровне 700 миллионов, до конца года предусмотрено освоить более миллиарда рублей. В случае нарушения сроков реализации проектов мы обязаны будем вернуть деньги? Это убытки для областного бюджета. И второе. Школы стоят в нацпроекте на 2022 год, но не будут сданы.
- Есть договоренность, что если хоть на день просрочат по строительству школ, значит, мы расторгаем концессию, - категорично высказался председатель заксобрания Андрей Шимкив. - Мое личное отношение к ГЧП и концессиям: их можно использовать в определенных случаях, а не сплошным веером. К ГЧП нужно подходить по-государственному. С одной стороны, мы должны еще скрупулезнее считать расходы. С другой - быть примером выдержки, терпения, понимания. Я прошу об этом каждого депутата, - резюмировал спикер Андрей Шимкив.
Сессия приняла информацию о реализации проектов ГЧП к сведению. Депутаты продолжат работу по данному вопросу на заседаниях комитетов и рабочих групп.