Как спасаться от наступающих холодов, когда в условиях энергетического кризиса, вызванного, в частности, антироссийскими санкциями, власти чуть ли не ежедневно призывают всех к "энергетической трезвости"?
Вот и министр экономики Брюно Ле Мэр решился на "радикальную меру". Сменив рубашку с галстуком, на шерстяную водолазку, распорядился не включать отопление до тех пор, пока температура в стенах министерства не опустится ниже 19 градусов. Благодаря этому жесту и прочим многочисленным мерам, как он полагает, удастся провести зиму "без необходимости отключать кому-либо электричество". Знакомая парижанка, а она работает дома на удаленке, когда я попросил прокомментировать эту инициативу, заявила, что уже запаслась теплым свитером и толстым пледом. Обычную температуру в квартире она снизит на несколько градусов и откажется от принятия ванны в пользу душа только в том случае, если "счет за электричество станет недопустимо зашкаливать".
Заметим, что скорее всего это произойдет уже через три месяца. Пока правительство, опасаясь социального взрыва, удерживает цены на свет и газ, благодаря "тарифному щиту", на что тратит миллиарды евро. А вот в январе-феврале они автоматом вырастут на 15 процентов. Как подчеркнула премьер Элизабет Борн, без госрегулирования "тарифы подскочили бы на 200 процентов".
Но вот в чем штука: этот "щит" защищает далеко не всех и далеко не везде. Так, мой приятель, пару лет назад обосновавшийся в Нормандии, где приобрел небольшой дом, сейчас ломает голову, как быть с отоплением. Оно у него на мазуте. Так вот за год с сентября 2021-го цена на это топливо за тысячу литров выросла с 900 евро до более чем 1500. "Что делать? - сетует он. - Будем экономить на всем, что придется, а включать отопление только тогда, когда без него с женой и детьми совсем окоченеем".
С подобными проблемами начинают сталкиваться парижане, да и не только живущие в домах с центральным газовым отоплением. Из-за новых цен, выставленных поставщиками, многие на общих собраниях жильцов отказываются от централизованного отопления и начинают запасаться электрообогревателями, чтобы пережить зиму. Их можно понять: обновленные тарифы могут каждому из них обойтись дополнительно в год в несколько тысяч евро.
Для того чтобы убедиться в том, что французская столица, а ее еще называют Городом Света, порастратила свой, скажем так, световой лоск, достаточно пройтись по центру Парижа поздним вечером, а это ведь самое любимое время для орд туристов. Не будем преувеличивать. Пока далековато до "Парижа во мгле". Авеню и улицы освещены по-прежнему, но вот знаковые объекты, эти символы Парижа, погружены в глубокую темноту. С Эйфелевой башней отныне это происходит на час с лишним раньше, приводя в недоумение опоздавших сфотографироваться на ее фоне приезжих. Знаменитая пирамида Лувра также не порадует их своими хрустальными гранями, если ее посетить после 23.00. Такое решение неделю назад принял городской муниципалитет во главе с Анн Идальго. Также ради экономии там постановили отключать электричество на всех городских памятниках, в музеях и прочих официальных зданиях еще раньше - с десяти часов вечера. Это уже не говоря о том, что отопление этих строений в дневное время снизят до 18 градусов, а в ночное до 12.
Впрочем, такая энергосберегающая политика сейчас проводится по всей стране. Возьмем, к примеру, Страсбург. Так вот там городской совет уже объявил, что здание муниципалитета вообще не будет отапливаться за исключением зала для бракосочетаний. Ректор тамошнего университета заявил, что этой зимой, чтобы сэкономить электроэнергию, вуз будет закрыт на две недели. Тем самым ректор вызвал негодование студентов, которые спонтанно устроили бурную манифестацию протеста. Судя по всему, не последнюю.