В Минэнерго разъяснили, что при выработке электроэнергии такие объекты "Системный оператор" будет "грузить" в последнюю очередь, за счет большей загрузки другой генерации. Естественно, возникает вопрос, могут ли возникнуть перебои с поставками электричества из-за экономии ресурса оборудования или тем более выхода его из строя, а также не вырастут ли цены на электроэнергию?
Суммарно в Единой энергосистеме России (ЕЭС) действует порядка 27 ГВт электростанций с парогазовыми установками (ПГУ) и газотурбинными установками (ГТУ), использующих турбины большой мощности.
Как отмечает заместитель директора практики по работе с компаниями сектора энергетики и коммунального хозяйства Kept Сергей Роженко, дефицит мощностей в ЕЭС России маловероятен. Есть большой резерв: при установленной мощности более 230 ГВт пиковое потребление в стране не превышает 160 ГВт. Такой уровень достигается всего несколько недель в году - в остальное время нагрузка ниже. Но в отдельных районах может теоретически может возникнуть локальный дефицит из-за ограниченной пропускной способности сетей.
По мнению эксперта, для промышленных потребителей вывод в "резерв" ПГУ может привести к некоторому росту цен, поскольку электроэнергия будет вырабатываться менее эффективными электростанциями с паросиловыми установками (ПСУ).
Если теоретически предположить отключение всех ПГУ, которые составляют примерно 20% производства всех ТЭС, то цена вырастет на 7-10% в среднем (при заявках на рынке за сутки вперед - РСВ), или на 3-5% на оптовом рынке электрической энергии и мощности (ОРЭМ) с учетом снижения платежа за мощность, которое не сможет компенсировать потери. В отдельных районах влияние будет большим. Но с учетом, прочих факторов оказывающих давление на российскую промышленность этот фактор значимым назвать сложно, считает Роженко.
Экономить ресурс турбин приходится для снижения рисков выхода из строя объектов генерации критически зависимых от импортных комплектующих. Газовые турбины большой мощности для электростанций в Россию в основном поставляли компании Siemens и General Electric. Но сейчас их продукция, в том числе для ремонта турбин, стала недоступна из-за западных санкций.
Как отмечает Роженко, до конца 2023 года российской промышленности необходимо освоить не производство самих турбин, а только сервис так называемой "горячей части" - лопаточной части турбины, которая подвержена износу. Теоретически за 2-3 года такие задачи по восстановлению или производству лопаток турбин могли бы освоить предприятия авиационной промышленности. Вопрос будет их загрузке и приоритетах в текущей ситуации, считает эксперт.
Напомним, что тарифы на электроэнергию для граждан устанавливаются государством.