Экономический потенциал регионов, вошедших в состав России, оценивается в 2,5 трлн рублей в год

До начала вооруженного конфликта, в 2013 году, совокупный вклад в экономику Украины Донецкой и Луганской областей составлял 14,5%. При этом в 2019 году доля этих регионов оценивалась Украиной уже лишь в 6,17%. В том же 2019-м доля в ВВП Украины Херсонской области составляла 1,6%, а Запорожской - 3,9%. Таким образом, суммарный вклад этих регионов в экономику Украины составлял около 11,5% по состоянию на конец 2019 года.

"В 2013 году ВРП Луганской и Донецкой областей составлял 27,5 млрд долларов, или 1,8 трлн рублей по среднему курсу доллара. Это сопоставимо с ВРП Башкортостана, Ростовской и Нижегородской областей - крупных и экономически развитых регионов РФ", - подсчитал луганский промышленник, председатель совета директоров Группы компаний "Маршал" (ЛНР), член генсовета "Деловой России" Сергей Горохов.

Донецк и Луганск - традиционные крупные центры угледобычи, производства и переработки черных и цветных металлов. Значительная часть промышленных предприятий там заморожена.

"Для предприятий Донбасса эти восемь лет прошли без инвестиций, открытых рынков, вложений в развитие и автоматизацию производства, цифровизацию - всего того, что позволяет современным производствам эффективно развиваться. Промышленность Донбасса сегодня остро нуждается в инновациях, но это проблема со знаком "плюс" - потенциал развития, особенно в отрасли машиностроения, химической отрасли, огромен и российские инвестиции, для которых теперь нет юридических препятствий, дадут огромный результат", - отмечает Горохов.

При этом в ЛНР и ДНР развито сельское хозяйство, производство продуктов питания. "ЛНР и ДНР себя полностью кормили. Даже в те годы, когда значительная сельская часть этих регионов была под контролем ВСУ", - отмечает политолог, доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.

В Запорожской области есть как промышленные и энергетические активы, так и сельскохозяйственные площади. "Объем ВРП региона оценивается в 400 млрд рублей, что сопоставимо с Калининградской, Тверской или Владимирской областями", - подсчитал Горохов.

Херсонская область - это аграрный центр. Ежегодно там может быть выращено около 2 млн тонн продовольственного зерна, 1 млн тонн овоще-бахчевой продукции, 35 тысяч тонн риса, 100 тысяч тонн плодов, 50 тысяч тонн винограда. "Анализ, проведенный по аналогии с оценкой потенциала ЛНР и ДНР, дает представление о ВРП Херсонской области в 200 млрд рублей", - считает Горохов.

Херсонская и Запорожская области очень отличаются экономически от ЛНР и ДНР. "Промышленные предприятия новых освобожденных территорий не имели ни логистики, никаких связей с предприятиями ЛНР, ДНР, России. Сейчас это придется восстанавливать", - указывает Горохов.

Если говорить об активах, то главная ценность этих двух регионов - это порты. "Мариупольский и Бердянский порты действующие. Порты эти на наш российский масштаб небольшие. Там стоит оборудование устаревшее, но рабочее. Это хорошие запасы. Причем сам Херсон не только речной порт, он также запирает выход Днепра в море. То есть Херсон еще и морской порт. Это очень ценно", - обращает внимание Суздальцев.

Но главная ценность всех четырех регионов - люди. Сейчас их около 6 млн человек, а после возвращения беженцев может быть 9 млн человек. "Это прежде всего люди, которые ассоциируют себя с Россией, считают себя русскими, говорят на русском языке. У них чаще всего техническое образование, обычно воспитаны в рамках российской культуры", - отмечает Суздальцев.

По подсчетам Горохова, потенциальный вклад ЛНР и ДНР, Херсонской и Запорожской областей в экономику России может достигать 2,5 трлн рублей. "Конфигурация будущего экономики новых территорий будет выстраиваться только после их полного освобождения от украинской оккупации и в целом после завершения специальной военной операции на Украине. Например, экономика Донбасса с пророссийской или хотя бы дружественной Днепропетровской областью, где расположен Криворожский железнорудный бассейн, или без нее - это две совершенно разных модели с точки зрения логистики, управления и технологических процессов. То же касается Запорожской и Херсонской областей", - обращает внимание Сергей Горохов.

Весь этот потенциал еще необходимо раскрыть, а для этого могут потребоваться значительные вложения. В первую очередь инвестиций потребует социальная инфраструктура и дороги. "Украина ни копейки не вкладывала в эти области. Там ничего нет. То, что называется дорогами, это не дороги, это направления. За 30 лет все исчезли", - обращает внимание Суздальцев.

По оценкам экономистов, на доведение инфраструктуры этих регионов до среднероссийского уровня потребуется не менее трех лет. "Мы прикидываем, что где-то через три года мы почувствуем, что эти регионы сами себя кормят. У них появится свой бюджет, и они начинают уже превращаться в доноров", - говорит Суздальцев.