Чтобы отметить юбилей первого джаз-концерта, организованного поэтом Валентином Парнахом в Москве 1 сентября 1922 года, Фонд Игоря Бутмана, главного организатора российского джаза при поддержке Фонда культурных инициатив и минкультуры собрал со всей России все лучшее и разное. Молодежь и ветеранов, симфо-джаз и электронику, новейшее и испытанное.
Началось все почти с самого-самого начала: первым на сцену вышел оркестр имени Олега Лундстрема - он лишь на 10 лет моложе отечественного джаза. В 1932 году 18-летний сын русских эмигрантов Олег Лундстрем купил в харбинском магазине пластинку Дюка Эллингтона и вскоре собрал девятерых друзей в джаз-оркестр "Зеленый крокодил". Оркестр Лундстрема за 80 лет существования, пережив все культурные эпохи, воспитав в своих рядах знаменитых музыкантов от Аиды Ведищевой и Валерия Ободзинского до того же Игоря Бутмана, выпустил на сцену Большого нынешнюю кинозвезду Аню Чиповскую. Показавшую, что ее голоса и таланта хватает и на то, чтобы спеть хит Эллы Фицджеральд The man I love.
"Джаз - музыка не самая простая, - сказал "РГ" перед концертом телеведущий Дмитрий Дибров. - Она заставляет тебя два часа работать вместе с музыкантом: он солирует - а ты понимай, где он может "притушить" звук, а где будет кульминация и хорошо ли совмещаются саксофон с барабаном...".
Но работы этим вечером у зрителя было мало, а вот удовольствия - до краев. Большой российский джаз не поставил перед зрителем Большого сложных задач: музыканты выбрали из репертуара вещи в первую очередь броские, с яркой мелодикой, с необычной подачей.
Аплодисменты посреди спектакля - оперного или балетного - не приняты. А в этот вечер исторический зал театра трясло от нескончаемых оваций: в джазе хлопают музыкантам прямо по ходу пьесы. И было чему хлопать. Как усидеть, когда звучит скрипичное пиццикато Давида Голощекина?! Основатель питерской Академии джаза, профессор педагогического университета имени Герцена, он и в свои 78 рвется подчинить все инструменты родному жанру. Джаз он играет, кроме скрипки, также на арфе, контрабасе, вибрафоне, органе Хаммонда... Солистка "Уральского диксиленда" Кристина Рыжковская начала петь Bourbon Street Blues ... в громкоговоритель. А потом ее контральто зазвучало в полную силу.
Один из зрителей, воронежский бизнесмен Михаил Носов, специально приехавший с супругой в Москву на один день, сказал после концерта: "По-моему, джаз уже почти такая же классика, как и сама классика. Тем более в исполнении таких музыкантов".
Алексея Козлова - стоило ему выйти на сцену - встретили долгой овацией. Великий саксофонист, впервые выступивший на Тартусском фестивале в 1960-м, продемонстировал, что вместе со своей группой "Арсенал" может исполнить все, от джаз-рока до брейк-данса. В этот вечер он негромко, задушевно сыграл в дуэте с роялем вариации на тему "Половецких плясок" Бородина.
"Джаз занимает в нашей стране все больше музыкального и человеческого пространства, - говорил перед концертом Игорь Бутман. - Его изучают в школах и музучилищах, по всей стране проходит огромное количество фестивалей, а в зале и на сценах я сегодня вижу молодых красивых людей, и играют эти ребята на голову выше меня, когда я был в их возрасте".
В финале концерта под аккомпанемент бутмановского Московского джазового оркестра в дружеское соревнование импровизаторов вступило трио в составе незрячего пианиста и певца Олега Аккуратова, спевшего быстрый скэт (речитатив, в котором нет слов, есть только отдельные слоги и звуки), самого Бутмана - и молодого саксофониста его оркестра Олега Чекурова. Конечно, "победила дружба".
Но концертом в Большом театре торжества к юбилею нашего джаза не ограничиваются. 15 октября в столичном кинотеатре "Художественный" - премьера документального фильма "Джаз 100". В декабре выходит книга с тем же названием. В 18 российских регионах от Калининграда до Южно-Сахалинска пройдут гала-концерты. И наконец: возможно, скоро в Москве появится и Джазовый проезд.