Напомним, в этом году сильнейшего педагога страны выбирают в 33-й раз. Все конкурсные испытания проходили в Тюмени: это благодаря физику из тюменской гимназии N 16 Екатерине Костылевой, которая выиграла предыдущее состязание.
88 участников, пятнадцать лауреатов, и вот пятерка лидеров, которую уже окрестили "фантастической". Если это даже и преувеличение в порыве эмоций, то небольшое. В этом конкурсе не может не быть сильных учителей. Здесь собрались победители региональных этапов. Они по определению не просто прекрасные преподаватели, но и методисты, креативщики. Как сказал кто-то, это "концентрат" лучшего педагогического опыта страны.
Кстати, такое бывает нечасто: среди призеров сразу два учителя английского языка, два историка, а также словесник. Знакомимся.
Зильфира Батырова преподает иностранный в гимназии N 1 города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа, а Вероника Мушкарина - в Академическом лицее N 95 Челябинска.
Юлия Бахмутская учит истории и обществознанию в школе N 83 города Макеевки Донецкой Народной Республики, а Дмитрий Лутовинов - в школе N 16 Орехова-Зуева Московской области.
Ахмед Ламаркаев - учитель русского языка и литературы Математической школы N 1 им. Х.И. Ибрагимова города Грозного Чеченской Республики.
Все они получили "Малых хрустальных пеликанов". А вчера на финальном испытании представили свои "звездные" инициативы, которые передадут в министерство просвещения. Какие проекты в учительских портфелях?
Зильфира Батырова предложила создавать мастерские "Учителей года" во всех педвузах России - открытые площадки, где бы участники конкурса разных лет, опытные педагоги могли бы обмениваться опытом с коллегами, студентами, выступать их наставниками.
Идея Дмитрия Лутовинова - защищенная платформа-соцсеть для детей, которую создадут сами учителя. Там можно будет общаться, обмениваться медиаконтентом. Но обязательно с модерацией, проверкой.
- Хочу создать информационное поле со знаком "плюс", которое бы объединило детей со всей страны, - поделился учитель.
Русист Ахмед Ламаркаев обеспокоен проблемой выгорания учителей.
- Чтобы изменить образование, нужно думать не только о профессиональном совершенствовании учителей, но и заботиться об их психологическом состоянии, - говорит педагог. Он предлагает создать - ни много ни мало - Центр профессиональной перезагрузки учителей, где они смогли бы отдохнуть, поправить здоровье и научиться чему-то новому.
Юлия Бахмутская, напротив, придумала проект для совершенствования педагогического мастерства.
- Надо постоянно выходить за рамки своего предмета и методики. Особенно в профильных классах, чтобы мотивировать учеников верно выбирать профессию, - считает Юлия.
И предлагает знакомить учителей с тем, как работают разные специалисты из реального сектора экономики "путем погружения в рабочий процесс представителей других профессий". В рамках программ повышения квалификации.
Вероника Мушкарина работает над проектом по созданию федеральных центров по изучению родного края, где бы объединялись наука, творчество и спорт.
Одним из испытаний конкурса был "Вопрос учителю от жюри". Ответить надо было быстро и одним предложением. Вот самые интересные ответы.
- В чем заключаются профессиональные амбиции?
"Когда растут твои ученики".
- Какие жизненные задачи может решить теорема Пифагора?
"Выстроить путь до мечты".
- Кто такой наставник?
"Человек, который дает крылья и открывает коридоры смыслов".
- Какие темы затрагиваете на "Разговорах о важном"?
"Честность, человечность, патриотизм, вера в себя".
- Что хотите добавить в российское образование?
"Курсы повышения квалификации для целых школьных коллективов".
- Чему вы научились у своих учеников?
"Искренности, умению жить в настоящем, ставить видимую цель"
На вопросы "РГ" отвечает Юлия Бахмутская, учитель истории и обществознания из Донецкой Народной Республики:
Что самое главное для учителя?
Юлия Бахмутская: Вне зависимости от того, в каких условиях работает учитель, самое главное для него - это дети, раскрытие их потенциала, открытость к диалогу с учениками. У ребят столько интересных идей! Неправильно это игнорировать, мы должны говорить с ними, слышать их, знать, что им интересно.
Нужен ли единый учебник истории?
Юлия Бахмутская: История, объективно, - один из самых важных предметов. Он формирует взгляд ребенка на существующие вещи, на государство, на людей, которые живут рядом. Зачастую в учебниках истории попадается совершенно не та информация, которая нужна подрастающему поколению, более того, мы сталкиваемся с фальсификацией истории. Так что идея минпросвещения о создании единого учебника истории, где информационный материал будет отобран экспертами, мне кажется очень своевременной.
Чего не хватает в вашей школе?
Юлия Бахмутская: Детей. Мы сейчас, в силу обстоятельств, учимся в дистанционном формате. Когда на конкурсных испытаниях мы проводили уроки в классах, заполненных детьми, я поняла, как остро мне не хватает этих лиц, что у меня как будто что-то отняли.
Конечно, не хватает компьютеров, хотя, конечно, классы информатики укомплектованы. На другие уроки учителя иногда приносят свои ноутбуки из дома.
Просьба министру просвещения?
Юлия Бахмутская: Продолжать ту методическую и консультационную поддержку, которую мы сегодня получаем. Для нас в этом переходном периоде это очень ценно.
- Я наблюдаю за конкурсом не первый год и каждый раз вижу, как нарастает сила конкурсантов. Как крепнут в них те качества, которые я бы мечтал видеть в каждом учителе - внутренняя свобода, высокая культура, абсолютно коммуникативная включенность и, самое главное, - адекватное восприятие себя и окружающих.
Уверен: нельзя делать образование с мудрым, авторитетным, но скучным лицом. Надо его делать спокойно и даже весело. Конкурсанты это умеют, чем очень радуют. Какие главные качества у педагога? Главное - одно: честность. Очень многое сегодня делается для того, чтобы наши дети понимали, что и как происходит. И самое референтное слово здесь - слово учителя, то, что называется "из первых уст".
- Конкурсанты очень высокого уровня, профессионалы - говорю как педагог с тридцатилетним стажем. В конце 90-х годов ХХ века я сам участвовал в московском этапе конкурса и вижу рост, интерес и цельность взглядов современных учителей, то, как они умеют отстаивать свою педагогическую позицию. Самым важным сегодня и всегда для педагога остается любовь к детям. Это главное, и я бы вообще ввел на выходе из педвузов некий экзамен на профпригодность по этому критерию.
Все, кто наблюдал за состязанием лучших школьных учителей страны, отмечали их высокий профессионализм и творческую нотку.
Так, среди пятнадцати финалистов конкурса - учитель экономики, истории, обществознания курганской гимназии N 19 Юрий Долгих. Твердая позиция, вера в людей и, прежде всего, в детей, разнообразные приемы в обучении - таким запомнился этот участник после двадцатиминутной яркой презентации профессиональных наработок.
Еще одно открытие конкурса 2022 года - удивительный учитель физики и астрономии из Нальчика Аслан Кашежев (Кабардино-Балкарская Республика). Харизма, обаяние, погруженность в предмет, умение просто рассказывать о сложном - недаром именно ему особое ученическое жюри отдало не только спецприз, но и свои сердца.
А летчик-космонавт Герой России Валерий Токарев наградил Ролана Абджемелова, учителя математики из Республики Крым. Он победил в номинации "Через знания в космос", учрежденной и представленной Государственной корпорацией "Роскосмос".
"Конкурс "Учитель года России" хорошая традиция нашей системы образования, повышает престиж профессии педагога", - подчеркнул, обратившись к конкурсантам по видеосвязи, министр просвещения Сергей Кравцов.