Имя первого в этом году нобелевского лауреата огласили в понедельник, 3 октября, в Стокгольме. А сам этот выбор сделала Нобелевская ассамблея при Каролинском институте Швеции, которая наделена правом рассматривать и оценивать все поступившие представления в этой номинации.
На традиционной в таких случаях пресс-конференции официальные лица из Нобелевского комитета рассказали о научных достижениях лауреата, мотивируя принятое решение. Было отмечено, что Паабо удостоен премии "за открытия в области генома вымерших гоминидов и эволюции человека". В диалоге с авторитетными учеными, которых попросили о комментариях, мы к этому вернемся. А сейчас обратим внимание вот на что.
За пять предшествующих лет (2017-2021) Нобелевские премии в области физиологии и медицины получили 13 человек, из них десять - граждане США. В 2017-м они разделили эту премию между собой - на троих. В 2019-м и 2020-м в тройках лауреатов оказалось по одному представителю Великобритании. В 2018 году лавры в этой номинации вместе с Джеймсом Эллисоном из США принял Тасуку Хондзё из Японии.
Этим, увы, исчерпывался весь "научный интернационал" за последние пять лет в важнейшей номинации. Потому что и в 2021 году члены Нобелевской ассамблеи при Каролинском университете по представлению своего же Нобелевского комитета (пять человек с решающим голосом) вновь возвели на пьедестал двух физиологов из США: Дэвид Джулиус и Ардем Патапутян были удостоены этого за открытие рецепторов температуры и прикосновения.
Вот почему нынешний выбор многих в научном мире и удивил, и порадовал.
- Сванте Паабо - мой большой друг, и я очень за него рад, - отозвался по телефону известный российский историк, научный руководитель Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик Анатолий Деревянко. - А во-вторых, у нас много совместных работ - было, есть и, надеюсь, еще будет…
В голосе моего собеседника, как я ни старался, не смог уловить даже тени зависти или обиды. И когда напрямую спросил об этом, Анатолий Пантелеевич ничуть не смутился.
- В условиях русофобии, которую искусственно нагнетают, разве могли в Нобелевском комитете решить что-то в пользу нашей страны?! Конечно, нет. Но мы от этого хуже работать не станем. И сделаем все, чтобы научные контакты сохранить…
По состоянию на этот день Нобелевские премии по физиологии и/или медицине присуждены 225 исследователям. И всего двоим из России: в 1904-м - физиологу Ивану Павлову, в 1908-м лауреатом Нобелевской премии "за труды по иммунитету" стал Илья Мечников, переехавший к тому времени из России во Францию.
Был ли хоть малейший шанс в этом году? С учетом всего, что сделано нашими учеными - разработчиками и создателями вакцин против новой коронавирусной инфекции, хотелось верить… Но - увы.