В Кузбассе начались испытания автомобиля, работающего на водородном топливе

В Кузбассе стартовал научный эксперимент по эксплуатации автомобиля на водородном топливе. Испытания проходят на базе Государственного технического университета. Цель - протестировать технологию, повышающую эффективность работы двигателя, экономичность расхода топлива и его экологичность.
Специально для эксперимента приобрели легковую иномарку.
Специально для эксперимента приобрели легковую иномарку. / Пресс-служба КузГТУ

Суть эксперимента в том, что водород в данном случае не заменяет бензин или дизтопливо, а служит его катализатором. Под капотом рядом с двигателем установлено специальное оборудование, разработанное индустриальными партнерами технического университета. И этот генератор, питаясь от сети автомобиля, расщепляет воду на кислород и водород. Последний, смешиваясь с поступающим в двигатель O2, принудительно отправляется по трубопроводу в камеру сгорания.

- В бензиновом двигателе искра воспламеняет не все топливо, оно сжигается по принципу домино, частично оставаясь нетронутым. Обеспечить полноту сгорания - одна из ключевых задач. Для этого могут использоваться разные присадки, но у водорода есть очень большие преимущества. Время его сгорания в десять раз меньше, чем у бензина, поэтому пламя распространяется намного быстрее. И не только энергоотдача, но качество горения при этом выше, а значит, меньше нагрузка на экологию, - рассказал корреспонденту "РГ" заведующий кафедрой эксплуатации автомобилей КузГТУ Андрей Кудреватых.

Похожие эксперименты в СССР устраивали еще в 1970-е годы. Только тогда для этого использовались машины с карбюраторными двигателями "Москвич-412"

Разработчики генератора водорода (к слову, он подходит для любого топлива и всех категорий транспорта) собираются запустить серийное производство, а потому заинтересованы в научном обосновании своей продукции. Изначально они предложили ученым единственной в Кузбассе кафедры эксплуатации автомобилей протестировать оборудование в университетской лаборатории. Но разве стендовые испытания сравнятся по эффективности с ходовыми? И производственники к этому аргументу прислушались - специально для эксперимента приобрели легковую иномарку.

На первом этапе испытателям предстоит детально отследить, как работает двигатель Daewoo Nexia в чисто бензиновом варианте, без водородной присадки. Для этого планируют устраивать заезды с пробегом сто километров в сутки по местности с разнообразным рельефом. И раз в три дня замерять выбросы в атмосферу загрязняющих веществ (оксида углерода, азота и других продуктов сгорания топлива), уровень компрессии в цилиндре двигателя, а также расход бензина. Эффективность работы цилиндров оценят с помощью мотортестера, а состояние клапанов, поршня, головки блока, как и объемы нагара в камере сгорания, будет фиксировать микроскопическая видеокамера. И только на втором этапе на автомобиль установят специальное оборудование для генерации водорода. Чтобы после следующей серии заездов можно было сравнить результаты.

Весь эксперимент займет примерно полгода.

- Надо сказать, похожие испытания, связанные с производством автомобильных генераторов водорода, у нас в стране устраивали еще в 1970-е годы, - отметил Андрей Кудреватых. - Только тогда для этого использовались машины с карбюраторными двигателями, в частности "Москвич-412".