Станция "СП-41" отправила первую метеосводку с дрейфующей льдины. Исчезнет ли ледяной покров в Северном Ледовитом океане. Дневник обозревателя "РГ"

В день официального открытия дрейфующей полярной станции "Северный полюс-41", 2 октября 2022 года, на "большую землю" была передана первая метеосводка со льдины. Россия возобновила регулярные научные наблюдения в Северном Ледовитом океане.

"СП-41" организована специалистами Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Координаты станции в момент открытия: 82°37" северной ширины и 155°31" восточной долготы.

Накануне ледостойкая самодвижущая платформа "Северный полюс", на которой полярники прибыли на льдину, пришвартовалась к кромке ледового поля. Его площадь почти 42 квадратных километра. Сейчас здесь обустраивают большой научный лагерь.

"Северный полюс", напомним, судно, не имеющее аналогов в мире. Его построили на Адмиралтейских верфях. Спуск на воду состоялся в этом году. Платформа стала не только домом для полярников на время экспедиции, но и научно-исследовательским научным центром с современными лабораториями. Еще одна функция этого уникального судна - оно может быть и измерительным прибором. В корпус платформы вмонтированы датчики для изучения ледовой обстановки.

Информационные партнеры экспедиции "Северный полюс-41": "Российская газета, телеканал НТВ и информационное агентство ТАСС.

Комментарий

Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института:

- Климат в Арктике продолжает активно трансформироваться. Его отличительная черта - высокая изменчивость ледовых условий в морях Северного Ледовитого океана.

Объем льда будет сокращаться за счет уменьшения его толщины. Но прогнозируемого ранее сезонного исчезновения ледяного покрова в Северном Ледовитом океане к 2050 году не произойдет. На 2030-2050 годы придется фаза понижения температуры воздуха в ходе 70-летнего колебания. Таковы прогнозы.

Работа наших ученых на дрейфующей полярной станции позволит их проверить, получать и передавать информацию, анализ которой поможет отслеживать климатические изменения. Такие наблюдения непосредственно из Центральной Арктики также будут использованы для обеспечения безопасной навигации по одной из самых перспективных мировых транспортных артерий - Северному морскому пути.

Все материалы сюжета "Первая экспедиция ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь