"Состояние тревоги проявляется в эмоциональном дискомфорте, ожидании неблагополучия, предчувствии грозящей неопределенной опасности и сопровождается рядом физиологических реакций, обусловленных активацией гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и направленных на повышение готовности организма к активным действиям, - пояснила Татьяна Свиридова. - У ребенка учащается дыхание, снижается порог чувствительности, усиливается сердцебиение, повышается артериальное давление и уровень глюкозы в крови. Также может учащаться мочеиспускание, замедляться перистальтика кишечника".
При чрезмерном уровне тревоги у ребенка резко снижается работоспособность, увеличивается риск обострения хронических заболеваний.
"Опасность еще и в том, что тревожное состояние со временем может трансформироваться в тревожное расстройство. В мире около трети подростков страдают тревожными расстройствами разной степени тяжести, - отметила Татьяна Свиридова. - Тревожные состояния могут быть симптомами нарушения работы различных органов и систем, например, заболеваний эндокринной системы, органов дыхания, системы кровообращения".
В зоне риска - дети с тревожным характером, обусловленным особенностями работы нервной системы. Ребенка, склонного к повышенной тревожности, выделяют робость, неуверенность, заниженная самооценка, чрезмерная чувствительность к оценкам окружающих и низкая стрессоустойчивость.
"Тревожное состояние может быть результатом воздействия неблагоприятных социальных факторов. К наиболее сильным триггерам относятся кризис в семье (болезнь близкого, жестокое обращение), резкие изменения условий жизни, столкновение с экстремальной ситуацией", - поясняет доктор Свиридова.
Опасен и хронический стресс: у детей он развивается вследствие нарушения детско-родительских отношений, из-за завышенных психофизических нагрузок, буллинга, негативного воздействия СМИ и интернет-ресурсов.
Как помочь ребенку справиться со стрессом и тревожностью? Татьяна Свиридова назвала несколько главных правил.
1. Ваше психологическое состояние и отношение к негативной ситуации - всегда ориентир для ребенка. Беспокойство родителей может передаваться детям. Соблюдайте спокойный тон и щадящий режим информационной нагрузки, кратко объясняйте текущие события, избегайте негативных прогнозов.
2. Поддерживайте максимально привычный образ жизни и режим дня. Он должен включать в себя умственную и физическую активность, домашние обязанности, общение с близкими и сверстниками, хобби, а также возможность побыть ребенку наедине с собой.
3. Переключение внимания ребенка с тревожных переживаний на посильные интересные дела позволит снизить уровень стресса, укрепит уверенность в том, что в жизни все стабильно.
4. Приучайте ребенка к систематическим водным процедурам и физкультуре. На нервную систему особенно благотворно влияют занятия в бассейне, долгие прогулки, спортивные игры.
5. Поддерживайте теплый телесный контакт с ребенком, бережно относитесь к его чувствам, признавайте важность его переживаний и предоставляйте безопасное пространство для их выражения.
6. Обучите ребенка доступным способам эмоционально-волевой саморегуляции. Подойдут психогимнастика, дыхательные практики, арт-терапия (лепка, рисование).
"Дети не всегда могут продуктивно использовать имеющиеся защитные механизмы, поэтому часто нуждаются в помощи специалистов (педиатров, психиатров, неврологов, психологов). Чрезвычайно важно взаимодействие родителей, медработников и педагогов", - заключила специалист.