Каждый второй россиянин верит в полет человека на Марс уже в этом веке

Несмотря на то, что эра космической романтики осталась далеко в минувшем веке, 23% россиян мечтали стать космонавтами в детстве. Это данные свежего опроса ВЦИОМ к 65-летию запуска первого в мире искусственного спутника Земли.

И снится нам грохот космодрома

По мнению социологов, сегодня космос - это часть культуры, литературы, кинематографа, а снимки современных космических телескопов продолжают менять наши представления о том, как устроена Вселенная. И современная молодежь думает о космических полетах.

Любопытно, что самый высокий процент мечтавших в детстве стать космонавтами отмечен среди жителей Северо-Кавказского федерального округа (35%), а самый низкий - среди жителей Уральского (17%) и Приволжского (19%) федеральных округов.

И на Марсе будут яблони цвести

Отдельная страница в истории космоса связана с Марсом.

"Красная планета расположена на относительно небольшом расстоянии от Земли, а природные характеристики Марса делают его наряду с Луной одним из вероятных кандидатов на освоение в обозримом будущем. Человечеству уже удалось успешно высадить марсоход и регулярно получать снимки и другую информацию о состоянии планеты. Возможно, именно эти успехи обусловили достаточно высокий процент тех, кто верит в то, что человечеству удастся уже в этом веке осуществить полет человека на Марс (50%), - так думает каждый второй россиянин", - говорится в исследовании, которое находится в распоряжении "РГ".

И самое важное. Большинство россиян убеждены, что Россия сегодня является лидером или находится среди стран-лидеров в сфере освоения космоса. Таких 74%. А 14% называют нашу страну единственным лидером. Впрочем, с 2018 года этот показатель сократился на 10 процентов: тогда так думал каждый четвертый (24 процента).

Мнение

Степан Львов,

директор по стратегическому развитию ВЦИОМ:

- Уже на заре освоения космоса человечеством стало понятно, что эта отрасль только частично принадлежит сфере науки и технологий, уже не говоря об экономике и освоении ресурсов. С 1957 года по сей день во всем мире устойчиво мнение, что космос - это прежде всего вопрос престижа наций, претендующих на мировое лидерство. СССР и Россия были постоянными участниками этой гонки: устанавливая, упуская и вновь возвращая себе лидерство; включаясь в сотрудничество или разрывая эти связи по разным причинам. Но общество не ограничивается вопросами престижа.

Со времен ИСЗ-1 и Юрия Гагарина мы тесно включены в "космический контекст" и продолжаем эмоционально воспринимать достижения и неудачи российских конструкторов и космонавтов. Это подтверждают новые поколения россиян, мечтающие о космических полетах ничуть не меньше, чем их отцы и деды.

Упомянутый "космический контекст" - явление не только российское, и оно оказывает мощное влияние на самые разные стороны жизни человечества. Массовая культура использовала космическую тематику, закладывая в сознание людей мечту, а в действия - стремление к прогрессу. Приведу лишь пример, связанный с событием, 65-летний юбилей которого мы сегодня отмечаем. Идея создания компании Blue Origin - одного из лидеров американской космической отрасли - пришла Джеффу Безосу в 2000 году после просмотра фильма "Октябрьское небо", в котором рассказана история о молодых американцах, вдохновленных полетом первого советского спутника. Сегодня всем нам не помешает взглянуть на холодное октябрьское небо и вспомнить тех, кто совершил прорыв в жизни человечества, и крепко подумать о том, что нам еще предстоит сделать.