Последовавшие вслед за этим комментарии не могли обойти того факта, что предсказатели "наиболее вероятных" претендентов на Нобеля в очередной раз промахнулись. Хотя в одном из прогнозов были, как теперь понятно, весьма близки.
Компания Clarivate, которая выдает такие предсказания на основе рейтинга цитируемости ученых, прочила в этом году Нобелевскую премию по физике немецкому исследователю Иммануилу Блоху. И связывала прогноз с работами ученого в области квантовых систем с использованием сверххолодных атомарных и молекулярных газов, что открывает путь к квантовому моделированию так называемых "искусственных твердых тел".
Однако большинство голосов в Шведской королевской академии наук, где определяют лауреатов Нобелевской премии по физике, склонило чашу весов в пользу другого рода квантовых исследований.
Что известно о научной карьере и заслугах новых лауреатов?
Ален Аспе родился в 1947 году во французском Ажене, в 1983-м получил докторскую степень, сейчас - профессор парижской Политехнической школы, специализируется на квантовой оптике, теории скрытых параметров и квантовой запутанности.
Антон Цайлингер - физик с австрийскими корнями, родился (1945) в городе Рид-им-Иннкрайс. Докторскую степень получил в 1971 году, теперь - профессор физики в Венском университете.
Джон Клаузер - старший по возрасту в этой группе, родился (1942) в Калифорнии и окончил Калифорнийский технологический институт. Еще в 1960 - 1970-х годах занимался изменениями неравенств Белла.
Любопытный и общий для всех троих факт биографии: в 2010 году Джон Клаузер, Алан Аспе и Антон Цайлингер - в том же составе, что и нынче, - были удостоены премии Вольфа по физике, которую нередко называют второй по престижности после Нобелевской.
Как отмечают профессионально погруженные в эту область исследований российские ученые и специалисты, Аспе, Клаузер и Цайлингер много лет работали в символической научной связке - опираясь на достижения друг друга, развивая их и двигая вперед.
А точкой отсчета стало математическое неравенство Белла, разработанное в 60-х годах прошлого века Джоном Стюартом Беллом и получившее его имя. В самых общих словах оно сводится к тому, что при наличии скрытых переменных корреляция между результатами большого количества измерений никогда не превысит определенного значения. Однако с развитием квантовой механики родилось предсказание, что определенный тип эксперимента нарушит неравенство Белла.
Джон Клаузер развил идеи Джона Белла до такого эксперимента и провел измерения: они подтвердили квантовую механику, явно нарушив известное неравенство. Ален Аспе сделал еще один шаг вперед: сумел убрать "некоторые лазейки", что еще оставались после эксперимента Клаузера.
Дальше - больше: Антон Цайлингер провел длинную серию экспериментов, используя усовершенствованные инструменты. Его исследовательская группа помимо всего прочего смогла продемонстрировать явление, называемое квантовой телепортацией, то есть возможность перемещать квантовое состояние от одной частицы к другой на расстоянии.
"Становится все более очевидным, что появляется новый вид квантовой технологии, - заявил на вчерашней церемонии в Стокгольме председатель Нобелевского комитета по физике Андерс Ирбек. - Мы видим, что работа лауреатов с запутанными состояниями может иметь огромное практическое значение, не говоря уже о фундаментальных вопросах интерпретации квантовой механики".
- Это давно ожидаемая Нобелевская премия, - передает ТАСС реакцию руководителя научной группы в Российском квантовом центре Алексея Федорова. - Еще со времен премии Арошу и Уайнленду в 2012 году мы говорили о возможности вручения аналогичной награды Алену Аспе, Джону Клаузеру и Антону Цайлингеру.
По мнению Федорова, Аспе внес огромный вклад в проверку неравенств Белла. А они - краеугольный камень современной квантовой физики. Аналогичным образом Цайлингер и Клаузер провели свои серии экспериментов, а также первые опыты по запутыванию частиц и квантовой телепортации.
Под словом "телепортация" физики понимают процесс, в ходе которого запутанные на квантовом уровне частицы обмениваются своими состояниями на очень большом удалении друг от друга. Цайлингер принимал участие в организации опытов по "межконтинентальной" телепортации при помощи китайского квантового спутника связи "Мо-цзы".
- Эксперименты трех нобелевских лауреатов помогли нам впервые проверить все те теоретические концепции, в том числе корпускулярно-волновой дуализм, нелокальность, запутанность, которые сегодня являются основой для систем квантовой коммуникации, сенсорики и вычислений, - заключил Алексей Федоров.