Творческий вечер и правда получился особенным. Поставил юбилейную программу многолетний творческий соратник и ученик мастера режиссер Николай Скорик. На сцену вышли художественный руководитель МХТ им. Чехова Константин Хабенский, звезда балета Сергей Полунин и пианист Андрей Коробейников. И этот выбор Скорик объяснил: "Главное, что объединяет этих трех известнейших исполнителей - они все артисты, танцует ли Полунин, играет ли на рояле Коробейников, или руководит театром Хабенский. Повторяю, они подлинные артисты в своем творчестве и поэтому вечер, посвященный Олегу Ефремову, отдан им".
Медленно открывается знаменитый занавес с чайкой. За ним внезапно еще один. Точно такой же, но чуть меньше. И там, на этой сцене перед нами промелькнет вся жизнь Олега Ефремова, для которого театр и был этой самой жизнью. "Нам не хватает немного тишины, сосредоточенности, размышлений о существовании нашем, о том, как оно прекрасно", - этими словами сам режиссер встретит зрителей со сцены-экрана. Отрывки его интервью, репетиций, спектаклей станут важной частью вечера, словно возвращая этим стенам ефремовский дух. Он в его голосе, мимике, даже в задумчивом молчании. Или в шутке: "Это режиссура намеками", - хитро скажет Ефремов на репетиции "Трех сестер" после того, как сам наотмашь отыграл перед артистами каждую из ролей.
В исполнении Андрея Коробейникова звучала музыка Шостаковича и Скрябина. Под этот аккомпанемент Константин Хабенский читал трогательное письмо 20-летнего Олега родителям с отдыха в Гурзуфе. В письме сын с иронией успокаивал: ем хорошо, режим соблюдаю, вес не изменился. C трепетом рассказывал о том, как живет в доме Ольги Книппер-Чеховой (ныне Дача-музей Чехова в Гурзуфе), о том, какое там море, какой воздух…
А вот видео-воспоминания отца Олега Ефремова - Николая Ивановича, который признается с экрана, что понятия не имеет, откуда у сына талант к сцене. С улыбкой предполагает: "Фамилия его прабабушки Шутова, а фамилии ведь раньше давались по роду занятий…".
Неожиданное из архивов - письмо восьмиклассника Олега Ефремова генерал-майору Борисову. Это 1943 год: "Прошу вашего распоряжения принять меня в военную спецшколу, которая находится в городе Куйбышеве". Зачем это было мальчишке? "Желаю в будущем работать по военной специальности. Считаю ее одной из важнейших для моей Родины".
Жизненный путь в итоге Ефремов выбрал иной, но эти упорство, энтузиазм, дисциплину он принес с собой и в театр, возведя в непререкаемые постулаты.
Дневника у него было два - творческий и жизненный. В жизненном: "Я опять люблю, а меня нет!". В творческом - о внутренней готовности стать режиссером. На экране - лист с клятвой: еще в студенческие годы Олег Ефремов и его друзья по Школе-студии поклялись в верности заветам Станиславского и скрепили ее кровью. Текст остался, а кровь исчезла вместе с людьми, которые когда-то поставили здесь свои подписи.
Вообще своим кумирам - а вместе со Станиславским ими были, конечно, Чехов и Пушкин - Ефремов оставался верен всю жизнь. На той же репетиции "Трех сестер" первое, что он предлагает - чтобы каждый из артистов выучил стихотворение Пушкина из болдинского периода. Именно это задаст будущему спектаклю верный тон, уверен режиссер.
Стихи писал и сам, они звучали со сцены впервые. О любви, о смысле, о поиске, о боли - в них все. И под размеренный бой барабанов пробирает дрожь. Как и под перезвон колоколов: одна из последних ролей Олега Ефремова во МХАТе - Борис Годунов. Именно к ней отсылала одна из импровизаций танцовщика Сергея Полунина.
Кстати, все вырученные средства с продажи билетов на творческий вечер "Немного тишины…" театр отправит в благотворительный фонд "Артист", который опекает ветеранов сцены.
Театр "Современник" к юбилею своего основателя открыл выставку "ОН 95". В фойе театра установили конструкции цилиндрической формы с фотографиями Олега Ефремова, а также артистов и режиссеров, чье творчество связано с театром, в том числе Галины Волчек, Игоря Кваши, Нины Дорошиной, Олега Табакова. "Только как актер Олег Николаевич на сцене театра "Современник" сыграл 14 ролей. И, конечно, нельзя забыть о его режиссерских работах - их было более 20", - напомнил председатель худсовета театра Владислав Ветров.