- Мы уже ранее неоднократно констатировали, что те попытки проведения транспортной реформы, которые мэрия делала, были не обеспечены финансами и организационно, - подчеркивал тогда заместитель председателя областного парламента Виктор Волончунас, по мнению которого лишь после изучения проблемы на областном уровне, "ее финансовой составляющей, проработки ряда аспектов с правительством РФ меры начали приниматься".
Реализована новая концепция поначалу будет в Ярославской агломерации - в Ярославле и Ярославском районе, но в перспективе - и на всей территории области. В региональном департаменте транспорта пояснили, что комплексная модернизация будет предусматривать два новых принципа организации работы автобусов, трамваев и троллейбусов. Во-первых, перевозчики перейдут на систему брутто-контрактов, которая ставит их заработок в зависимость не от количества перевезенных пассажиров, а от четкого соблюдения условий контракта. То есть это позволит исключить гонки за пассажирами и повысит безопасность перевозок.
Во-вторых, планируется внедрение комплексного цифрового решения для обеспечения полного цикла перевозок: планирования, управления, контроля, аналитики и прогнозирования.
"В настоящее время идет работа над созданием единого центра управления транспортной работой - государственного казенного учреждения "Организатор перевозок Ярославской области". В числе его задач - выполнение функций заказчика по государственным контрактам, администрирование перевозок и доходов от платы за проезд, которые будут поступать в региональный бюджет. На линиях запланирована работа кондукторов и контролеров", - рассказали в департаменте.
Единые требования будут предъявляться и к подвижному составу: он должен быть не старше одного года на момент выхода на маршруты, с низким полом, адаптирован для маломобильных групп населения, оснащен системами видеонаблюдения, речевого и визуального информирования пассажиров, учета пассажиропотока, устройствами безналичной оплаты проезда.
По расчетам транспортного ведомства, автопарк общественных перевозок должен составить с учетом резерва примерно 670 машин, преимущественно большого и среднего класса. Маршрутная сеть и все существующие транспортные связи сохранятся, корректировки будут внесены лишь в отдельные маршруты по обращениям пассажиров. Сохранятся и все 11 маршрутов городского электротранспорта: четыре трамвайных (выпуск - 44 единицы) и семь троллейбусных (выпуск - 73 единицы).
Более того, существует проект развития ярославского трамвая (он входит в перечень десяти пилотных в стране). В числе его пунктов - реконструкция 45,3 километра трамвайных путей, а также путепроводов, тяговых подстанций, трамвайного депо, закупка 47 современных односекционных низкопольных трамваев.
- Модернизация системы транспорта общего пользования - переход на совершенно новый уровень транспортного обслуживания, - говорит директор департамента транспорта Ярославской области Татьяна Черемных. - Для этого необходимо подготовить аукционную документацию, провести конкурентные процедуры и заключить долгосрочные государственные контракты с перевозчиками. Отбор перевозчиков возможен и будет производиться только на основании открытого конкурса в соответствии с требованиями 44-го федерального закона.
По словам Татьяны Черемных, в ближайшие два года на эти цели предлагается направить 15,8 миллиарда рублей: 14,5 миллиарда - на автотранспорт и 1,3 - на трамваи. Правда, из каких источников поступят средства, в ведомстве уточнять не стали.
- Запланированные расходы соответствуют объему перевозок, который необходим для удовлетворения потребностей населения, - пояснила директор дептранса. - Наша задача - обеспечить людям комфортное и безопасное передвижение на общественном транспорте.
Отметим, что первый пилотный автобусный маршрут в Ярославле заработал по системе брутто-контрактов еще в середине июля. Специально для межмуниципального маршрута N 176 Ярославль - Щедрино с владимирского предприятия были доставлены восемь новых низкопольных автобусов Volgabus-4298, работающих на газомоторном топливе. Семь из них вышли на линию, один остался в резерве. От всех остальных городских автобусов отличить их очень легко: они ярко-желтые, с символикой Ярославля - медведь с секирой - на бортах. Комфорт в них тоже на достойном уровне: есть пандусы, кондиционер, широкие двери, информационные табло. Диспетчеры, которых оснастили новым программным обеспечением, видят все семь автобусов в онлайн-режиме - на каждом из них установлены камеры, передающие картинку снаружи и изнутри салона.
За первый месяц работы брендированные автобусы перевезли, по данным дептранса, около 90 тысяч пассажиров. Также, считают реформаторы, за это время удалось достичь "целого ряда показателей, которые были обозначены перед запуском маршрута".
- Налажена четкая работа автобусов по расписанию, теперь транспорт отражается в нашем мобильном приложении в реальном времени, осуществляется навигационный контроль. Кроме того, автобусы стали доступны для маломобильных граждан, полностью обновлен подвижной состав на этом маршруте, работает современная система безналичной оплаты проезда. Конечно, есть еще моменты, которые важно доработать. Им мы уделяем особое внимание, - добавила Татьяна Черемных.
К слову, директор ярославского дептранса, возглавившая департамент в марте 2022 года, приехала в столицу Золотого кольца из Твери, где уже более двух лет работает новая модель пассажирских перевозок. В соседнем регионе она работала тоже в Министерстве транспорта, и очевидно, что многие моменты тверского опыта сейчас переносятся на ярославскую почву.
Синие брендированные автобусы с надписью "Транспорт Верхневолжья" покатили по маршрутам Твери и Калининского района в феврале 2020 года. Поставку для этих целей 438 автобусов производства "Группы ГАЗ" по договорам лизинга профинансировал ВЭБ.РФ. Сказать, что все там тоже получается без сучка и задоринки, вряд ли можно, потому что претензии у населения есть всегда. Однако в рейтинге-2021 городов страны по качеству общественного транспорта Центра компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования SIMETRA этот регион попал в первую десятку и стал лучшим в ЦФО. Хотя авторы рейтинга и указали, что в городе нет выделенных полос для общественного транспорта. Кроме того, здесь выросло число непрямолинейных маршрутов, то есть охватывающих слишком большую территорию на пути от пункта А к пункту Б, что для пассажиров не всегда удобно.
Немало таких непрямолинейных маршрутов появилось в ходе предыдущей реформы и в Ярославле. То есть работать есть над чем. И как действовать, чтобы по качеству общественного транспорта регион тоже попал в десятку лучших в стране, в дептрансе, судя по всему, абсолютно четко понимают.
Кстати
В Костроме с 1 октября начнет действовать новая маршрутная сеть общественного транспорта: часть существующих маршрутов будет продлена, а также изменена с учетом пожеланий горожан. Кроме того, добавятся новые направления, которые повысят транспортную доступность для жителей отдаленных микрорайонов. В администрации города сообщили, что это первый этап большой модернизации всей транспортной системы города, которая позволит значительно повысить качество обслуживания костромичей. Новая сеть разработана с учетом рекомендаций Центра экономики инфраструктуры по итогам обследования пассажиропотока. Изменения в схеме движения общественного транспорта костромичи обсудили на публичных слушаниях.