Липецкие электромобили начали выкупать еще до открытия производства

Это уже стало журналистским штампом - в контексте первого в России завода по производству электромобилей "Моторинвест" упоминать деревню Гребенкино, к которой это предприятие приписано. Ну в самом деле звучит забавно: речь идет о прорывных технологиях, о будущем отечественного автопрома, о машинах с претенциозным именем Evolute (да, от слова "эволюция") - и все это в Гребенкино. Но стоило побывать на открытии завода "Моторинвест", чтобы убедиться: если ехать сюда из Москвы или Воронежа, то даже дорожного указателя с названием деревни встретить не удастся. По сути, индустриальный комплекс стоит в обдуваемом всеми ветрами поле. И вот это уже не смешно, а символично: электромобильное будущее России начинается на благодатных черноземных землях с чистого листа.
Требовалось запустить производство как можно скорее - элементарно заменить ушедшие марки.
Требовалось запустить производство как можно скорее - элементарно заменить ушедшие марки. / Андрей Полухин

Разве "Моторинвест" - это новый завод?

Строго говоря, это предприятие появилось еще в 2014 году. Здесь методом отверточной сборки выпускали внедорожники Hover, а чуть позже - Changan. Интересно, что и эти проекты были первопроходческими: китайские автомобили тогда в России не жаловали, спрос был низким, работа велась практически под заказ. Ее качество представители брендов из Поднебесной публично не критиковали. Но закончилось все громкой историей с арбитражными спорами с Great Wall. Впрочем, суд китайцам в иске отказал, потому и никаких вопросов у Минпромторга к "Моторинвесту" при подписании специального инвестконтракта в марте 2022 года не возникло. Это был первый в РФ СПИК "по внедрению технологии производства электромобилей". Согласно документам, инвестиции компании за 11 лет действия контракта превысят 13 миллиардов рублей.

С марта прошло всего полгода - и первый автомобиль уже сошел с конвейера. Казалось бы, это нереальные сроки, но они и объясняются как раз тем, что с 2019 года производство в Липецкой области было законсервировано. И чтобы спустя несколько месяцев оно начало работать, даже не потребовалось колоссальных вложений. Все отмыли, почистили, подкрасили - и этого оказалось вполне достаточно. Никакой переналадки пока не производилось, рассказал журналистам во время экскурсии по цехам представитель "Моторинвеста" Михаил Михеев.

Не составило труда и набрать первых рабочих. Часть из них трудились тут и раньше. Плюс рядом райцентры Елец, Лебедянь, Красное. 150 человек набралось без проблем - и этого на данном этапе достаточно. Уровень автоматизации на заводе пока близок к нулевому. Сотрудники сами подтягивают машинокомплекты к производственной линии, сами перемещают их по специальным рельсам, попутно навешивая на полуготовые кузова обе подвески, аккумуляторную батарею, силовую установку, бампер и внутренности центральной панели. Пока все это делается неспешно, но, по расчетным данным, на каждом посту машинокомплект должен провести восемь минут. В итоге за час заводчане способны собирать семь автомобилей, за смену - порядка 60. И все это на одной линии, а их предусмотрено пять. При грубом округлении за год выходит 10 тысяч машин. Столько и планируется выпустить в 2023 году, рассказал журналистам управляющий партнер "Моторинвеста" Андрей Резников.

Впрочем, на 2023-й есть и другие, более масштабные планы. По словам Михаила Михеева, компания намерена закупить и установить новое сварочное и окрасочное оборудование. Репортеров уже провели по цехам, где все это будет установлено. Места хватит: 20 тысяч квадратных метров займет сварочный цех, 30 тысяч - окрасочный. Даже на сборке меньше - 18 тысяч "квадратов". Заниматься окраской в одной смене будут 120 человек без учета ИТР, сваркой - 900-1000. Когда-нибудь последних частично заменят роботы, но пока у властей региона есть повод торжественно заявить о том, что автозавод пристроит около двух тысяч человек.

В чем же здесь технологический прорыв?

Пока ни о каком прорыве речи не идет, но начать нужно было быстро. Из России одна за другой уходят иностранные компании (только в сентябре о закрытии проектов заявили Toyota и Mazda). На рынке образовался серьезный дефицит, а уж с электромобилями предложения и вовсе нет. Ушлые предприниматели используют этот момент как могут: везут "электрички" из того же Китая автовозами и ставят любые цены. В редких случаях обещают какой-то сервис. Покупатели есть, но, очевидно, берут батарейные машины не для экономии, а как интересные игрушки. Ведь пока и с зарядной инфраструктурой в РФ проблемы, и что делать, когда дорогущий аккумулятор исчерпает свой ресурс, - неясно.

Электромобильное будущее России начинается на благодатных черноземных землях с чистого листа

Но в этих условиях требовалось запустить производство как можно скорее - элементарно заместить ушедшие марки и помочь освежить парки операторам каршеринга и такси, использующим электромобили. Поэтому, как сказал на открытии завода замминистра экономразвития Максим Колесников, проект находился на личном контроле председателя правительства РФ Михаила Мишустина, что позволило оперативно решать ключевые вопросы. В итоге, по его словам, запуск предприятия "даст большой толчок для развития промышленности" в России. А его коллега, замглавы Минпромторга Альберт Каримов, в свою очередь, отметил, что это "позволит Российской Федерации создать новые компетенции" и позиционировать себя в числе стран, которые развивают электромобильное движение. Ну а главное, "есть уверенность, что проект станет значимым звеном технологической независимости" нашей страны, подчеркнул чиновник.

К сожалению, на первом этапе о технологической независимости речи не идет. Все комплектующие приходят в РФ из Китая. Да и сами Evolute, по сути, перелицованные автомобили Dongfeng и Seres. Но специнвестконтракт предусматривает локализацию на уровне пяти тысяч баллов - это даже выше, чем у иных моделей Lada. Поэтому в итоге все машины должны стать импортозамещенными. Хотя штамповочного оборудования на "Моторинвесте" пока нет, его представители говорят даже о поставках металла с местного комбината, о производстве тяговых батарей и электромоторов. Якобы все предварительные договоренности на эту тему с потенциальными поставщиками заключены.

А кто-то будет покупать эти Evolute?

Самое интересное, что еще до запуска производства первые контракты "Моторинвест" подписал и с покупателями машин. На презентацию их не пригласили, но заключение соглашений прошло даже в более помпезной обстановке - в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке. Энергохолдинг "РусГидро" приобретет почти 100 автомобилей для своего электрокаршерингового проекта в Приморье. В частности, купят 40 седанов i-PRO, 45 кроссоверов i-JOY и 10 минивэнов i-VAN (нет, не "Иван", а "Айвэн", хотя почему бы и нет).

А обычные покупатели? В Evolute надеются, что и они оценят новинки, тем более что Минпромторг включил их в программу господдержки, причем на особых условиях. Если некоторые бензиновые машины можно купить со скидкой от государства в 20-25 процентов, то электрические - в 35 (но не более 925 тысяч рублей). В итоге седаны в случае покупке по льготному кредиту обойдутся не в 2990000 рублей, а в 2065000, а кроссоверы - не в 3490000, а в 2565000 рублей.

Evolute i-PRO - это по факту китайский Dongfeng Aeolus (Fengshen) E70. Машина длиной 4680 миллиметров неспроста напомнит Nissan Almera в старом кузове: родственные связи в этом модельном ряду вполне явные. Оснащается седан 150-сильным электродвигателем, который способен разогнать авто снаряженной массой 1,5 тонны до 100 километров в час за 9,5 секунды. Кстати, максимальная скорость ограничена отметкой в 150 километров в час: быстрее для литиевой батареи емкостью 52,99 киловатт-часа смерти подобно. В идеальных же условиях она обеспечивает запас хода в 420 километров.

Кроссовер Evolute i-JOY пробегает на одной зарядке 405 километров. Интересно, что он получит более мощный мотор, чем китайский прототип Seres 3. Его отдача - не 163 л. с., а 176, хотя крутящий момент меньше - 225 Нм вместо 300.

Эта модель появится только в октябре - правда, пока нужных машинокомплектов в цехах "Моторинвеста" нам не встретилось. Зато мы прокатились по территории завода на тестовом образце - и получили приятные эмоции. Начиная с самого факта включения двигателя. Это происходит настолько бесшумно, что хочется ткнуть в кнопку "Старт" повторно.

Но, конечно, вне конкуренции из доступных на презентации автомобилей оказался более крупный кроссовер i-JET. Это, кстати, не чистая "электричка", а гибрид, который позволит продлить удовольствие от вождения за счет двигателя - внимание! - мощностью в 693 л. с. До 100 километров в час машина летит за 4,6 секунды, вжимая водителя в спинку спортивного кресла.

Кроссовер Evolute i-JOY пробегает на одной зарядке 405 километров

Интересно было посидеть и в минивэне. Он очень простой, с физическими кнопками и шайбами-крутилками, с большим открытым ящиком между креслами водителя и переднего пассажира, с аналоговой приборкой и прочими атрибутами недалекого автомобильного прошлого. Но этот российский вариант семиместного Dongfeng LingZhi с мотором в 122 л. с. и задним приводом сможет пробежать на батарейке до 420 километров. Таких предложений на рынке пока нет. И неслучайно в "Моторинвесте" уже подготовили и грузопассажирский вариант фургона: спрос - пусть небольшой, но стабильный - на эту модель будет.

кстати

Первые дилеры Evolute появились в Москве и Краснодаре. А всего в ближайшее время их станет около 10. В частности, автосалоны с сервисом откроют в Липецке и Воронеже. Так что машины с большой буквой Е на передке мы наверняка скоро увидим, как говорится, и на нашей улице.