Кстати, первоначально задумка авторов идеи многим в республике казалась безумной. Кто захочет кататься на лыжах в самом южном регионе страны? Но с каждым годом курорт "Чиндирчеро" набирал все большую популярность. Конечно, профессионалов, умеющих эффектно спускаться по горным склонам на лыжах, здесь было не очень много. А вот желающих провести выходные на свежем воздухе и покататься на надувных кругах (тюбингах) оказалось немало. На курорт приезжали целыми семьями. А в новогодние праздники здесь насчитывали до 20 тысяч отдыхающих.
Кстати, цены на услуги в "Чиндирчеро" были вполне доступными. Катание на лыжах и сноубордах в будни стоило 400 рублей для взрослых и 200 рублей для детей в день, в выходные - 600 и 400 рублей соответственно. В билет входила и оплата канатной дороги. Катание на тюбинге в течение двух часов стоило 300 рублей в рабочие дни и 450 - в выходные. Четырехместный номер в гостинице обходился в 1500 рублей в сутки в будни и три тысячи - в выходные. Можно было снять отдельный домик за шесть тысяч рублей.
Однако руководство базы неоднократно заявляло о проблемах с инженерной инфраструктурой на курорте, в первую очередь об отсутствии энергоснабжения. Электрические сети к базе попросту не подвели. Потребность в электричестве круглосуточно обеспечивали дизельные генераторы. Но только для работы одного необходимо более тонны дизельного топлива в сутки. Сетевое энергоснабжение базы позволило бы снизить траты почти вдвое.
Государственную поддержку "Чиндирчеро" никогда не получал. В минтуризма РД, куда представители курорта обращались за помощью, отвечали, что проводить электричество на курорт слишком дорого. В ведомстве предложили альтернативный вариант - подвести из ближайшего села газ и обеспечивать генераторы природным топливом. Но планы так и остались нереализованными.
Еще одна проблема - транспортная. Подъехать к горнолыжной базе, особенно зимой, весьма непросто. Однако эту проблему уже начали решать. Как рассказал глава Акушинского района Махач Абдулкеримов, строительство трассы, ведущей к курорту, планируется завершить в 2023 году.
"Речь идет об автомобильной дороге Узни - Гинта, которая идет в направлении "Чиндирчеро". Протяженность участка, ведущего к курорту, - около 13 километров. К горнолыжной базе от этой трассы проложена проселочная гравийная дорога", - рассказали корреспонденту "РГ" в пресс-службе муниципалитета. В администрации района также отметили, что трассу строят в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", финансирование осуществляется из республиканского бюджета.
Представители курорта не раз заявляли о том, что нормально работать им не дают постоянные проверки контрольно-надзорных органов. Дело доходило даже до скандала. Руководству Акушинского района пришлось собрать по этому поводу экстренное совещание.
- Горнолыжная база "Чиндирчеро" пользуется большой популярностью среди дагестанцев и гостей республики. Я не думаю, что контрольно-надзорные органы предъявляют ей незаконные, невыполнимые требования. Это объект с массовым пребыванием людей. И здесь должны быть созданы все условия для безопасного проживания, отдыха и питания граждан. Поэтому все предписания, рекомендации и законные требования надзорных органов руководством и персоналом базы должны выполняться, - прокомментировал ситуацию Махач Абдулкеримов.
Однако в предстоящем сезоне "Чиндирчеро", скорее всего, не откроется, рассказал корреспонденту "РГ" представитель курорта. Минувшей зимой база закрылась уже в феврале, несмотря на большой наплыв отдыхающих.
Причина - поломка ратрака, снегоуплотнительной машины для выравнивания снежных склонов. Ратрак, представляющий собой небольшой гусеничный трактор с навесным оборудованием, ценится за его способность подниматься на крутые горные склоны, перевозить людей и грузы, он незаменим и при спасательных работах.
Стоимость новой машины - несколько миллионов рублей. Таких средств у горнолыжной базы нет. Починить имеющийся тоже встанет в копеечку, учитывая проблемы с доставкой необходимых запчастей.
Как следствие, начавшим наслаждаться всеми прелестями зимнего отдыха дагестанцам в нынешнем сезоне придется искать новые места для этого. Но так как курорт "Чиндирчеро" являлся в основном маршрутом выходного дня, желающих отправиться в другие регионы Северного Кавказа, скорее всего, будет совсем немного.