04.10.2022 11:32
Поделиться

В Северной Осетии художник рассказал, как воссоздает уникальные предметы XIII века

Вадим Джиоев - известный в Северной Осетии скульптор, реставратор и художник. Заходя в его мастерскую, как будто попадаешь в XIII век. Кресла, чаши, диван выглядят так, словно перенесены сюда из Средневековья. На полочке - бусины, в волшебные свойства которых верили аланы несколько сотен лет назад.
Каждая вещь в мастерской Вадима Джиоева имеет свою историю, уходящую корнями в глубь веков
Каждая вещь в мастерской Вадима Джиоева имеет свою историю, уходящую корнями в глубь веков / Элла Дзагоева/РГ

Примечательно, что все предметы быта сделаны так, что вполне удобны и для использования в XXI веке. Корреспонденты "РГ" побывали в гостях у известного художника и узнали, как он построил успешный бизнес на воссоздании старинной утвари с национальным колоритом.

Первое, что бросается в глаза в мастерской Джиоева, - большой резной диван и кресло рядом с ним. Диван длиной около двух метров скорее напоминает лавку с короткими подлокотниками и спинкой. Трехногое кресло - традиционное осетинское. Называется оно замысловато - "къалоетджин". Оба предмета мебели настолько необычны, что хочется рассматривать их подольше. Именно на таких диванах и крестах сидели аланы семь столетий назад, а из таких пузатых чаш, которые стоят рядом на столе, - пили.

- На спинке дивана вырезаны солярные знаки - образы солнца, - рассказывает мастер. - Ведь предки аланов поклонялись именно ему, то есть в нашей культуре этот диван не просто вещь, но еще и оберег для хозяина и гостя. Кресло тоже особенное - оно принадлежит главе семьи. Обычно раньше в доме такое было только одно, и никто не имел права на него садиться, кроме хозяина. Несмотря на то, что кресло трехногое, оно очень устойчивое. Попробуйте сесть.

Устраиваешься в предложенный къалоетджин и удивляешься, насколько он удобен. Эргономика вещей выработана не десятилетиями - веками.

Вадим Джиоев по специальности археолог, долгое время он участвовал в раскопках стоянок древних людей, также занимался Средневековьем и загадочной кобанской культурой. Изучая находки, он, можно сказать, из первых рук узнавал, как выглядели предметы быта того времени. Таким образом он воссоздает их, руководствуясь не своим авторским видением (хотя художественная обработка тоже присутствует), а знаниями, как на самом деле они выглядели.

Эта стало одной из главных особенностей его творчества, обеспечив популярность у покупателей. Чаши, кресла, шкатулки, вешалки, сделанные Вадимом Джиоевым, позволяют не просто украсить интерьер дома колоритными и полезными в быту диковинками, но и сохранить культурную идентичность аланов. Во Владикавказе у него уже две действующие мастерские-выставки, одна из которых находится в самом центре города.

- Я не особо люблю рассказывать о своих покупателях, - говорит Вадим Джиоев. - Могу только отметить, что мои вещи берут люди из разных кавказских регионов. Например, заказчик из Южной Осетии недавно попросил сделать чан для варки традиционного осетинского пива. Видите, он достаточно большой - туда взрослый человек может поместиться. Теперь в одной из южноосетинских пивоварен делают напиток по национальным рецептам.

Мастер воссоздает предметы быта, руководствуясь не своим авторским видением, а знаниями, как на самом деле они выглядели

Художник очень дотошно подходит к воссозданию предметов старины. Даже заклепки для пивного чана мастер делал по технологиям, существовавшим сотни лет назад.

Цена работы зависит от размера изделия, его сложности и от того, сколько в него вложено труда. Например, небольшие керамические фигурки обойдутся покупателю в одну-две тысячи рублей, а пивной чан или большая вешалка-скульптура в виде бога Авшати, покровителя охотников, вырезанная из единого бревна, - в несколько десятков тысяч.

Цена работы зависит от размера изделия, его сложности и от того, сколько в него вложено труда. Фото: Элла Дзагоева/РГ

Каждая вещь в мастерской Джиоева имеет свою историю, уходящую корнями в глубь веков - в народные приметы и традиции. На журнальном столике в чашке лежат необычные бусины - большие разноцветные стеклянные шарики, оплетенные позолоченной проволокой.

- Это "фардыг" - волшебная бусина, - рассказывает Вадим Джиоев. - У аланов было поверье, что такой подарок посылают высшие силы. Фардыг находили случайно - в реке или даже просто на дороге. Находку нужно было хранить дома в специальной шкатулке и посторонним не показывать. Увидеть ее могли только члены семьи. При выполнении этих условий бусина становилась волшебной, и у нее можно было попросить что угодно. Свои чудесные свойства она сохраняла до тех пор, пока ее не увидит чужой.

Особое внимание в мастерской Вадима Джиоева привлекают большие пивные чаши и кубки, вырезанные из цельного куска дерева. При этом стенки у них не толще, чем у обычной керамической или стеклянной кружки. Как добиться такой ювелирной точности, гостю понять невозможно. Мастер утверждает, что чувствует толщину стенок пальцами, даже не глядя на предмет.

Пивные чаши имеют большое значение в осетинской культуре, поэтому пользуются популярностью у покупателей. Такая чаша - ритуальный предмет, который используется в традиционных осетинских застольях-молитвах. Ее важность отражена даже в знаменитом Нартском эпосе. Там упоминается чаша Васамонга. Согласно преданию, наполненная пивом и стоящая на столе, она сама поднималась в воздух, когда человек рассказывал правду, и оставалась без движения, когда он лгал.

Глядя на диковинные кубки на полках в мастерской Вадима Джиоева - с двумя ручками по бокам и резными фигурками на стенках, понимаешь, что любой из них подойдет на роль Васамонга. Это и привлекает людей в мастерскую, а художнику позволяет не только зарабатывать своим трудом, но и возрождать уникальную и самобытную культуру древних аланов.

Кстати

В 1877 году известный археолог и историк Георгий Филимонов обнаружил в районе североосетинского селения Верхний Кобан обширный некрополь неизвестной ранее культуры. Она относилась к периоду позднего бронзового и раннего железного веков (около XII-IV века до нашей эры) и характеризовалась крайне высоким для того времени уровнем развития.

Достаточно сказать, что представители этой культуры были всего в шаге от создания своей письменности и алфавита, умели обрабатывать бронзу и железо. Она получила название кобанской по наименованию села, где впервые провели раскопки. Установлено, что представители кобанской культуры участвовали в генезисе и становлении древних аланов, но напрямую не являются их предками. Стоянки и могильники кобанцев найдены на территории всего Северного Кавказа и в Закавказье.