Зачем Арктике нужен особый режим ликвидации объектов накопленного вреда

Эксперты предложили ввести в Арктике особый порядок ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде (НВОС) - отвалов шлака, хвостохранилищ, свалок металлолома и сотен затопленных судов, руин брошенных поселков и промышленных строений. На недавнем совещании в Совете Федерации речь шла о том, чтобы установить внесудебный порядок признания бесхозяйными свалок отходов пятого класса опасности. Сегодня судебные процедуры, с помощью которых власти пытаются найти собственников отходов и заставить их убрать за собой, тянутся годами. Ответственность за ведение реестров таких объектов предлагается возложить на региональные власти, которые лучше владеют ситуацией. Сегодня свалки должны включаться в государственный реестр, который ведется федеральным Минприроды.

Площадь Арктической зоны, загрязненная объектами накопленного вреда, составляет около 2,5 тысячи гектаров, сообщил в мае первый замглавы Минвостокразвития РФ Гаджимагомед Гусейнов. За полярным кругом сегодня выявлено более 100 "горячих точек", где природа особенно сильно пострадала от загрязнений. В частности, одна из острейших проблем экологии Арктики - огромное количество ржавеющего металлолома. По данным главы Росприроднадзора Светланы Радионовой, в прибрежной зоне Северного Ледовитого океана скопилось около 12 миллионов бочек. Практика программы "Генеральная уборка", которая стартовала в 2017 году и предполагала очистку от металлолома 102 объектов в Арктической зоне, показала, что вывезти подготовленный мусор еще сложнее, чем собрать.

- Когда мусор собран и упакован для погрузки на транспорт, возникает главный вопрос: как грузить его на судно без правоустанавливающих документов, как его вывезти и переработать? - отмечает сенатор Елена Зленко. - Данные процедуры в законодательстве должным образом не прописаны, и нередко возникает ситуация, когда все усилия по уборке оказываются безрезультатными. Кроме того, долгий процесс определения собственника мусора затрудняет вывоз отходов из-за короткого периода судоходства. Арктические регионы предлагают разработать единый алгоритм ликвидации этих объектов и упрощенный порядок определения прав на это имущество.

Правовые пробелы приводят к курьезным ситуациям. Как рассказал глава проектного офиса "Чистой Арктики" Андрей Нагибин, бывали случаи, когда сбору мусора на берегах водоемов препятствовали сотрудники надзорных органов. Они подходили к волонтерам и заявляли, что "в водоохранной зоне работать нельзя". Конечно, перед началом работ стоит заранее проконсультироваться в Росприроднадзоре, но подобный бюрократический абсурд необходимо устранить на законодательном уровне.

Еще одной бедой для природы Севера стали брошенные скважины, пробуренные в нефтегазоносных пластах. Например, на территории одной лишь Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции в Коми пробурено и отработано около 4500 скважин, из них более 3900 являются бесхозными, отмечается в итогах исследований Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН.?Официально считается, что на 50 процентах из них происходили аварийные утечки, из-за которых в окружающую среду за последние 30 лет попало более пяти миллионов тонн нефти. Многие из этих скважин не имеют точных координат расположения - достоверные данные о местонахождении есть только по двум тысячам скважин. За решение этого вопроса НВОС серьезно взялись только в 2022 году.

Еще одна проблема в том, что не существует четкого правового механизма, который обязывал бы крупные промышленные предприятия серьезно и плотно заниматься компенсацией накопленного экологического ущерба. Примером стала Мурманская область, где работают шесть крупных горнопромышленных предприятий. Опрошенные корреспондентом "РГ" эксперты рассказали о том, что вместо рекультивации хвостохранилищ и отвалов промышленники предпочитают платить штрафы, которые в десятки раз меньше расходов, необходимых для создания "зеленых лужаек" на месте бывших отвалов.

Работа по очистке Арктики нуждается в системности и должна вестись поэтапно, считает доцент кафедры регионального природопользования и техносферной безопасности ГУМРФ имени адмирала С. О.?Макарова Сергей Кренц. По его мнению, необходимо цифровизировать данные об отходах на территории арктических субъектов и в акватории Северного морского пути, определив их классы опасности и возможные способы утилизации или переработки, затем создать реестр современных технологий, которые можно применять с этой целью в Арктике. В каждом регионе должна существовать структура, ответственная за улучшение экологической ситуации. Все арктические субъекты должны иметь дорожные карты с конкретными целевыми параметрами улучшения качества воды, почвы, воздуха, внедрению новых технологий.

Площадь загрязнения Арктики составляет 2,5 тысячи гектаров

Кроме того, в системе недропользования должна существовать обязательная компенсация расходов на природоохранные меры и восстановление экосистем за счет предприятий, которые нанесли природе этот компенсируемый ущерб, считает эксперт. Этот вопрос федеральные власти намерены закрыть путем "окрашивания" экологических платежей предприятий. Речь идет о том, чтобы резервировать данные средства для природоохранных проектов. В августе премьер Михаил Мишустин подписал перечень мероприятий, на которые могут быть направлены "экологические" деньги. Это ликвидация крупных свалок, брошенных промышленных строений, накопленных опасных отходов. Кроме того, средства разрешается направить на охрану и защиту лесов, заповедных территорий, водных объектов, растительного и животного мира, на проекты по снижению загрязнения воздуха, рекультивацию земель после добычи полезных ископаемых. На основе этого перечня каждый регион должен подготовить свой план работы.

Кстати

Из заброшенных скважин может фонтанировать не только нефть, но и чистейшая вода подземных источников - ценный ресурс, потеря которого тянет на серьезный ущерб. Каждый турист, который побывал в долине реки Малой Белой в Хибинских горах Мурманской области, видел старые скважины. Из них до сих пор бьет чистейшая вода, по своим качествам значительно превосходящая воду озер и рек, которые служат источниками водоснабжения почти всех городов и поселков Заполярья. Подземные воды имеют гораздо больше полезных минеральных компонентов и хорошо защищены от загрязнения, поэтому их потеря нежелательна. Однако фонтанирующие скважины никто даже не пытается заглушить, поскольку сегодня они являются бесхозными.