По данным Росстата, в августе объемы продаж через интернет по крупным и средним торгующим организациям увеличились всего за месяц на 3,4%, а в сравнении с августом прошлого года в 1,3 раза. Доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли увеличилась до 8,5% против 6,8% в августе 2021 года. В структуре продаж топ-3 интернет-магазинов преобладала мужская, женская и детская одежда (15,6%), обувь (6,7%), компьютеры (3,2%), бытовые электротовары (2,9%).
По оценке президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, с января по август включительно россияне совершили покупок в интернете на сумму 3,1 трлн рублей - на 39% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Рост не был равномерным в течение этих восьми месяцев: январь показал нетрадиционное увеличение объемов продаж в 49%; закономерный итог ажиотажного спроса на ряд товарных категорий в феврале-марте - плюс 60% и плюс 79% соответственно. В период стабилизации потребительского спроса прирост составлял от 30% до 40% по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года.
Такую динамику интернет-торговле в 2022 году обеспечил ряд факторов, поясняет Соколов. Во время коронавирусных ограничений сложилась устойчивая привычка к покупкам онлайн. Рост числа покупок стимулировала в первом квартале неопределенность. В такие периоды россияне, как правило, делают запасы впрок. А для небольших фабрик или индивидуальных предпринимателей маркетплейсы стали альтернативой после блокировки соцсетей, через которые они торговали раньше.
С начала года число товарных предложений на российских электронных площадках увеличилось больше чем на треть - сейчас максимальное число более 400 миллионов. Огромный ассортимент привлекает покупателей, считает эксперт. "Мы можем ожидать рост от 30% до 40% в 2022 году", - прогнозирует Соколов.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев считает главной причиной роста доли интернет-торговли все же пандемию, которая сформировала привычку к покупкам онлайн. "По мере развития инфраструктуры маркетплейсов и логистики внутри страны доля онлайн-покупок продолжит расти как минимум текущими темпами и в следующем году может превысить 15% от общего розничного товарооборота", - считает Караваев.
Тем временем обороты торговых центров (ТЦ) в регионах, наоборот, могут упасть на 35-45%, сообщил Российский совет торговых центров. Только за последние несколько недель посещаемость ТЦ снизилась на 7,4% в целом по стране. "Падает посещаемость - до уровня 20% и более по сравнению с аналогичным периодом 2021 года", - констатирует президент РСТЦ Дмитрий Москаленко. В центрах вакантно до 25-30% от всех арендопригодных помещений.
В частности, в Москве, по данным на 3 октября, за последние пару недель трафик в ТЦ упал на 15,9%, сообщает вице-президент Союза торговых центров России Павел Люлин. Покупатели перешли в онлайн, считает он и при этом прогнозирует, что в течение нескольких недель посещаемость ТЦ вернется к прежним значениям.
Небольшие районные ТЦ могли почти не ощутить сокращения числа покупателей, а крупные комплексы потеряли до 15% посетителей, отмечают в РСТЦ. Чаще всего самым крупным магазином в них является продуктовый - люди редко отказываются от таких покупок. К тому же районные ТЦ весь 2022 год чувствуют себя увереннее, потому что уход крупных брендов затронул их меньше.