05.10.2022 01:41
    Поделиться

    В Москве открылся десятый Context балерины Дианы Вишневой

    Международный фестиваль Context. Diana Vishneva стал традиционным украшением осени в Москве и в Петербурге. Его десятую афишу открыл спектакль "Материя". Он вернул фестиваль из театральных залов на Винзавод, в экспериментальную проектную атмосферу.
    Для тех, кто впервые столкнулся с отечественным современным танцем, "Материя" - хороший курс по стилям хореографов поколения тех, кому 30-40 лет.
    Для тех, кто впервые столкнулся с отечественным современным танцем, "Материя" - хороший курс по стилям хореографов поколения тех, кому 30-40 лет. / Мария Хуторцева/предоставлено фестивалем

    Постановка выглядит как юбилейный манифест: это объединенный в единое целое калейдоскоп работ хореографов, составляющих круг воспитанников и постоянных авторов фестиваля. Почти полный состав ведущих отечественных хореографов поколения 30-40-летних, работающих в современном танце и на грани с классическим. Как и бывает с манифестами, "Материя" оказалась излишне поверхностной и при этом "болтливой".

    Для тех, кто впервые столкнулся с отечественным современным танцем, это хороший краткий курс по стилям Константина Кейхеля, Ольги Васильевой, Ольги Тимошенко, Константина Семенова, Андрея Меркурьева, Ольги Лабовкиной, Владимира Варнавы, Эрнеста Нургали (режиссер - Павел Глухов). Для знатоков - квест "узнай меня, если сможешь".

    Юбилейный фестиваль, афиша которого была сформирована к прошлой зиме, изначально виделся организаторам совершенно иначе. Созданный как международный, он все эти годы привозил в Россию спектакли, вошедшие в легенды либо находящиеся на гребне моды. Пестовал начинающих хореографов, для которых проводился ежегодный конкурс со стажировками в лучших западных компаниях в качестве победного трофея. Попутно не забывал о лекциях, мастер-классах, встречах со звездными гостями, кинопрограмме.

    С таким же размахом задумывался и нынешний фестиваль, который должен был отметить выход из пандемийных ограничений. Тогда, два года назад, команда Дианы Вишневой сохранила международный формат проекта и расширила образовательную программу.

    Условия юбилейного фестиваля менялись так же стремительно, но здесь обогнать новые жизненные реалии не удалось. Поэтому программу доверили тем, кто сейчас в зоне достижимости, - российским и белорусским хореографам.

    Вместе с "Материей" была придумана такая же полуторачасовая сборная программа перформансов, курирует которую Иван Евстигнеев.

    Специально по заказу фестиваля созданы и остальные спектакли программы. Особое внимание привлекает "Явь" Анны Щеклеиной. В этом году ее перформанс "Новая земля" был признан лучшей постановкой в современном танце, но увидеть этот лаконичный эстетский спектакль по мотивам прозы Андрея Платонова смогли единицы - он был создан для конкретного воронежского ландшафта и оказался не транспортабелен. "Явь" замахивается на изучение сущности человеческой природы. Но, как бы ни звучали вербальные заявки, Щеклеина обычно интереснее в пластическом самовыражении.

    Еще два спектакля покажут постоянные хореографы круга Context Павел Глухов и Кирилл Радев. И если Глухов для "Формы ноль" привезет с собой танцовщиков Музыкального театра Карелии, то Радев ставит свою "Сингулярность" для артистов танцгруппы Context, образованной в этом году.

    Создание собственной компании - еще одно важное начинание, до которого еще не дорастал ни один российский танцевальный фестиваль. Оно отмечает новый шаг в создании собственной экосистемы, к которой Context движется все десять лет существования.

    На нынешнем фестивале становится очевидно, что он принял участие во взращивании целого поколения отечественных хореографов и танцовщиков. Мастер-классы на этот раз полностью взяли в свои руки отечественные хореографы и педагоги, и на этот раз они пройдут не только в Москве и Петербурге, но распространятся на Екатеринбург, Омск, Челябинск, Новосибирск - центры российского современного танца.

    Кстати

    Фестиваль Context. Diana Vishneva длится всего четыре месяца - с сентября по декабрь с главными портами приписки в Москве и Петербурге. Но очевидно, что рамки - и географические, и временные - Диане Вишневой и ее фестивалю по-прежнему тесны. Поэтому ограничения, накладываемые реальностью, для них означают, вопреки всему, развитие и расширение.

    Мария Хуторцева/предоставлено фестивале

    Поделиться