Нефтедобывающие страны сократят добычу "черного золота" вопреки давлению США

Государства - члены ОПЕК+ на состоявшейся вчера встрече приняли решение о сокращении суточной добычи нефти на 2 миллиона баррелей. Как сообщил источник агентства Reuters, мера будет действовать с ноября. Решение, принятое с подачи России и Саудовской Аравии, вызвало острую реакцию на Западе, особенно - в США. Как сообщил телеканал CNN, администрация Джо Байдена настойчиво просила членов ОПЕК+ оставить добычу в прежних объемах.
Getty Images

Телеканал указывает, что в американском истеблишменте планы по сокращению нефтяной добычи охарактеризовали как "тотальную катастрофу".

В последние месяцы цены на нефть снизились по сравнению с показателями июня, что и стало одной из причин, по которой Москва и Эр-Рияд предложили сократить добычу "черного золота". Для нашей страны это и возможность ответить на попытки Запада ограничить максимальную стоимость для российской нефти, о чем в сентябре договорились страны G7, а сейчас практической реализацией этого "потолка" озабочен Евросоюз.

К слову, на Западе начали хвататься за голову уже в сентябре, когда ОПЕК+ уменьшила квоту на ежедневную добычу на 100 тысяч баррелей. Тогда евроатлантические чиновники предпринимали серьезные усилия, чтобы убедить нефтяные страны не понижать добычу. Более того, Вашингтон отчаянно пробовал добиться снижения цен на нефть еще летом: в середине июля Джо Байден отправился в ближневосточное турне, надеясь убедить Саудовскую Аравию повысить добычу "черного золота" как во внутриполитических интересах (для снижения рекордных цен на бензин в США), так и во внешнеполитических (для сокращения экспортных доходов России). Но Эр-Рияд дал Байдену от ворот поворот. Вероятно, не в последнюю очередь из-за того, что сам Байден ранее обильно поливал грязью саудитов, обвиняя их в нарушении прав человека и грозя им статусом мирового изгоя.

Новое решение ОПЕК+ стало рекордным ограничением нефтяной добычи с весны 2020 года, когда началась пандемия COVID-19. И с учетом энергокризиса для западных экономик оно может стать настоящим нокдауном. Западные СМИ не скрывают, что сокращение добычи нефти может обернуться еще большим снижением уровня жизни в США и Европе.

Комментарий

Доля России в предстоящем снижении производства - приблизительно 520 тыс. баррелей в сутки. На такой же объем сократит добычу нефти Саудовская Аравия.

Для России, как и для многих других стран альянса, решение сократить добычу во многом окажется формальным. Отставание участников сделки от планов по итогам сентября, по данным Центра развития энергетики, составляло 3 млн баррелей в сутки. Квота добычи России на сентябрь - чуть более 11 млн баррелей в сутки без газового конденсата, а добывалось в нашей стране около 10,7 млн баррелей в сутки. Учитывая принятое ОПЕК+ решение, нам придется снизить производство приблизительно на 200 тыс. баррелей в сутки. Фактически вернуться к августовскому уровню добычи - 10,5 млн баррелей в сутки.

Решение ограничить добычу ставит крест на надеждах ЕС найти замену российской нефти, импорт которой будет запрещен в страны ЕС с 5 декабря. Заместить нашу нефть у них получится, только перебивая цену поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион, а не за счет дополнительных объемов нефти, появившейся на рынке. А это неизбежно приведет к росту мировых котировок барреля.

Плохая новость это и для США. Америка сейчас готовится к промежуточным выборам (в начале ноября 2022 года) в палату представителей и сенат. Демократам для победы нужно снизить цены на топливо внутри страны, для этого из стратегического резерва было решено высвободить более 180 млн баррелей нефти. Но резервы не безграничны, и в определенный момент их придется опять наполнять. А это будет означать увеличение спроса и рост цен на нефть. Причем пополнять резервы придется на растущих котировках.

Решение ОПЕК+ должно удержать нефтяные цены на высоком, приемлемом для стран альянса уровне, а также сохранить баланс спроса и предложения на рынке. С начала осени котировки перешли к снижению и опускались ниже 90 долларов за баррель марки Brent. Риск дальнейшего снижения цен возрастает по мере постепенного входа мировой экономики в рецессию, а также из-за снижения спроса на нефть в Китае - крупнейшем импортере сырья - в результате политики "нулевой терпимости" к новым вспышкам заболевания COVID-19 и введения точечных локдаунов.

Также на нефтяной рынок оказывало давление ужесточение монетарной политики Федеральной резервной системы (ФРС) США, которая в пятый раз в нынешнем году повысила ставку по федеральным фондам. Это способствует укреплению доллара и препятствует инфляции, но работает на снижение котировок, которые определены в американской валюте. Повышение ставки ФРС в этом отношении создает дополнительные риски для нефтяных цен, отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов.

Кроме того, с конца 2021 года США сокращают объемы вливаний в экономику, которые находились на рекордном уровне в период пандемии, и сейчас это снижает привлекательность рисковых активов, то есть нефтяных фьючерсов - цены на них падают, поясняет эксперт.

Подготовил Сергей Тихонов