В Кыргызстане используют новые инструменты для борьбы с контрафактом


Поддельная продукция наносит ущерб и крупным производителям, и малому и среднему бизнесу. В результате бюджеты государств-участников Евразийского экономического союза ежегодно лишаются миллиардов потенциальных налоговых поступлений. Такое заявление сделал глава правительства КР Акылбек Жапаров, выступая на форуме "Антиконтрафакт-2022" в Бишкеке. Для участия в крупном мероприятии, проводимом в юбилейный десятый раз - впервые форум состоялся в 2012 году в России, - в республику приехали гости из стран ЕАЭС.

Как отметил Акылбек Жапаров, незаконные доходы от производства и использования фальсифицированной продукции сравнимы с доходами от торговли наркотиками и оружием.

- Новые обстоятельства и вызовы требуют выработки и внедрения более совершенных и неординарных механизмов борьбы с контрафактом на всех уровнях. Очевидно, что без наращивания сотрудничества между государственными органами и бизнес-сообществами ЕАЭС, международными, научными, образовательными организациями, правообладателями, производителями из разных стран невозможно эффективно противодействовать производству и незаконному обороту такой продукции, - сказал он.

Решить проблему могло бы создание в рамках ЕАЭС надежной системы правовой охраны интеллектуальной собственности. "Именно такой механизм способствует развитию технических инноваций и художественного творчества, а также созданию на рынке новых продуктов и услуг. В настоящее время на территории республики охраняется 78 868 объектов промышленной собственности", - утверждает Акылбек Жапаров.

По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в 2021-м количество нарушений в странах ЕАЭС в сфере интеллектуальной собственности по сравнению с 2020-м выросло на 1,7 процента и превысило 11 тысяч случаев. Подавляющее большинство - незаконное использование товарных знаков. "Объем контрафактных товаров в ЕАЭС в прошлом году увеличился на 33 процента и составил более 18 миллионов единиц", - привел данные министр экономики и финансовой политики ЕЭК Бакытжан Сагинтаев.

По его словам, незаконно изготавливают, прежде всего, одежду, обувь, парфюмерию, косметику, продукты питания, оптические носители, запчасти, игрушки и печатную продукцию.

Одним из способов, помогающих решить актуальную проблему, является маркировка товаров. Как сказал заместитель министра промышленности и торговли России Василий Шпак, этот инструмент эффективно противодействует незаконному обороту поддельной продукции.

- Внедрение маркировки товаров не только снижает долю контрафакта, но и делает рынок "белым", - пояснил Василий Шпак. - По результатам ее использования в РФ произошло снижение доли незаконного оборота табачной продукции, шин, парфюмерии, обуви, лекарств от четырех до 12 процентов. Выявлены 18 ранее незарегистрированных производств и прекратили деятельность более 30 нелегальных фабрик. Внедрение маркировки упакованной воды привело к регистрации 108 предприятий, которые ранее не предоставляли данных о своей работе.

Стоит отметить, что в Кыргызстане активно внедряют новые инструменты налогового администрирования, среди которых электронные счета-фактуры, товарно-транспортные накладные документы, ККМ-онлайн, автоматизированные системы управления автозаправочными станциями и маркировка продукции. Это позволит, как прогнозируют в правительстве, собрать в 2022 году налогов на 50 миллиардов сомов больше, чем в 2021-м.

Прямая речь

Ия Малкина, официальный представитель ЕЭК

Применяются различные инструменты, которые находятся в компетенции Евразийской экономической комиссии, чтобы не только пресечь или выявить контрафакт, но и создать такие условия, которые бы не позволяли потенциальным правонарушителям применять этот вид заработка. Принят договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, утвержден регламент информационного взаимодействия органов борьбы с контрафактом, утверждены евразийские стандарты работы организаций над коллективным управлением правами автора. Эта проблема актуальная, и комиссия, со своей стороны, принимает все возможные, находящиеся в ее компетенции меры, чтобы эту проблему минимизировать.