05.10.2022 12:00
    Поделиться

    В Уфе открылся центр исполнительского искусства

    Сегодня остро востребованы специалисты, обладающие универсальными навыками, среди которых особо ценится умение пользоваться современными видео- и аудиосредствами. Настоящих профессионалов в этой сфере мало, но их станет больше с открытием в Уфимском государственном институте искусств (УГИИ) им. Загира Исмагилова центра прототипирования, который получил название центра исполнительского искусства. Новая структура появилась в вузе по линии федерального нацпроекта "Придумано в России".
    В финале спектакля молодые артисты исполнили зажигательный дивертисмент.
    В финале спектакля молодые артисты исполнили зажигательный дивертисмент. / Пресс-служба УГИИ

    В арт-резиденциях центра - мастерских сценического мастерства, звукозаписи, фото- и видеостудии, оснащенных по последнему слову техники, смогут получить необходимые компетенции все желающие. Среди них - профессиональные и любительские театральные, музыкальные, хореографические коллективы, частные и госучреждения, организации бизнеса, индивидуальные исполнители. Они за услуги будут платить, а вот студенты вуза смогут совершенствовать свои таланты бесплатно.

    Новое оборудование для мастерских, где обучат тонкостям звукозаписи, фотографирования и видеосъемки, в первую очередь будет использоваться в учебном процессе, что для студентов явный плюс, так как повысит их конкурентоспособность на рынке. Это важно, если учесть, что зарабатывание денег - не самая сильная сторона творческого человека.

    Как отметила ректор УГИИ, профессор Амина Асфандиярова, качество конечного творческого продукта определит то, что обучение проводят профессионалы.

    На деньги, поступившие по нацпроекту на создание центра прототипирования, был также проведен ремонт учебного театра.

    На его обновленной сцене состоялся показ документального спектакля "Сельский учитель", созданный по результатам прошлогодней экспедиции студентов и молодых драматургов по Башкортостану. Она охватила восемь районов, интервью дали 60 человек - бывших и действующих учителей сельских школ.

    После расшифровки и обработки аудиозаписей, которых набралось на 48 часов, была написана пьеса. В отличие от традиционных - со связным сюжетом, зачином, развитием, конфликтом и концовкой - она представляет собой рассказ. Перед зрителем как в калейдоскопе проходит вереница людей с их личными историями. Эта мозаика складывается в единую картину, отражающую жизнь и судьбу сельского учителя. В спектакле нет ни одного вымышленного героя, слова и истории. Причем актеры выступают лишь трансляторами того, что говорили респонденты, ничего не преувеличивая или преуменьшая, или добавляя что-то от себя.

    - Техника, в которой мы работаем, называется вербатим, что с латинского переводится как "дословно". Вербатим я изучала в лаборатории для педагогов, организованной Союзом театральных деятелей под руководством Дмитрия Брусникина, который ввел эту технику в процесс обучения. Вдохновившись, я "завела" ее и в наш вуз, - рассказала режиссер, доцент кафедры режиссуры и мастерства актера УГИИ Римма Харисова. - "Сельский учитель" - второй документальный спектакль. Первый, о женщинах нашей республики, был поставлен в 2016 году.

    В постановке занято пять артистов - студентов 4-го курса. Они до такой степени вошли в образ, а точнее, в образы (каждый примерил на себя не менее четырех), что у зрителя не осталось сомнений: перед ними конкретные люди, которые рассказывают то, что у них на сердце, в памяти. Молодые актеры мастерски передавали манеру говорить, интонации своих героев, особенности их речи, в которой башкирские слова перемежаются с русскими - так разговаривают в нашей республике везде и всюду.

    Учителя делились курьезными или поучительными случаями из практики. Скажем, как выкручивались, когда не могли ответить на вопрос ученика или помогали решать внутрисемейные конфликты. Например, прозвучал рассказ об ученице, которая неделями прогуливала уроки. Приходилось даже заходить за ней по пути на работу и будить. Она обещала догнать учительницу, но не всегда это делала. Уговоры не помогали. Более того, педагог даже не нашла сразу, что ответить на вопросы: зачем вообще учиться и ради чего стоит жить? Девочку воспитывала бабушка, вечно занятая по хозяйству. Родители были в разводе, мама ездила по вахтам. Когда педагог рассказала коллегам, что ей не удается сладить с подростком, кто-то в сердцах бросил: "Да ей ремня отцовского не хватает!" Тогда учительница обратилась к отцу девочки, чтобы он как-то подействовал на дочь. Тот поговорил с ней и - о чудо! - с того дня со школьницей произошла метаморфоза. Она стала прилежно ходить в школу и хорошо учиться. Вот чего ей не хватало - родительского внимания.

    Одни учителя говорили о том, что школа была их призванием, они любили свою работу и, видимо, делали ее хорошо, раз ученики годами поддерживают с ними связь, другие же - их единицы - считали, что ошиблись с выбором. Кто-то честно признавал свои педагогические промахи, а кто-то утверждал, что у него практически нет недостатков.

    Повествование выстроено таким образом, что вначале звучат воспоминания, которые в большей степени относятся к советскому периоду. Тогда учитель мог дать нерадивому ученику в качестве наказания физическую работу - убрать снег, нарубить веток для метлы, а в случае чего и подзатыльником наградить ("Попробуй сделать так сейчас - в тюрьму загремишь" - такими словами сопровождает эти моменты рассказчик).

    Ближе к концу спектакля тон рассказов становился более тревожным - речь идет о закрытии школы из-за нехватки учеников, сокращении кадров и безработице. Это стало серьезным ударом, и не в последнюю очередь - по самолюбию. Быть уважаемым в деревне человеком, а в сельской местности профессия учителя и сейчас в почете - и вмиг стать никем? У многих осталась в душе обида: работали, выпустили в жизнь сотни учеников, а на старости лет оказались ни с чем...

    Несмотря на это, финал прозвучал жизнеутверждающе. Школу ведь снова можно открыть, когда вырастут новые дети, а учителя нужны всегда.

    - У спектакля уже есть своя биография. Мы показали его в разных районах, и живой посыл не мог оставить зрителей равнодушными, - говорит режиссер. - Увидели его и учителя, которые давали интервью. Мы не озвучиваем имен и фамилий, но когда люди слышат свою историю со сцены, то это вызывает бурные эмоции. Многие даже плакали и благодарили за то, что мы смогли передать их боль.

    Студенты, участвовавшие в спектакле, получили колоссальный опыт. В процессе обучения актеров есть раздел "Наблюдение за людьми". Обычно это делается со стороны - актер предполагает, что за человек его персонаж, и на сцене воплощает свое представление о нем, то есть перенимает внешние черты. Вербатим же позволяет проникнуть в глубину. Близкое общение стирает все иллюзии о человеке и дает возможность увидеть его таким, какой он есть, воспроизводить его внутреннюю жизнь, освобождая от штампов. Ровно по Станиславскому, который сказал, что одной из идей и смыслов театра является создание жизни человеческого духа.

    В тему

    Прототипирование предполагает создание и изготовление 3D макетов спектаклей, элементов интерьера, сценического реквизита, свето-визуальной партитуры сценических постановок, разработку спектаклей и представлений, адаптацию готовых проектов; создание и запись аудиоподкастов, аудокниг, аудиоспектаклей, дублирование и озвучивание, написание аранжировки; создание и запись видеоуроков, рекламных и видеороликов, актерского портфолио. Словом, все то, что делает творческий продукт качественным.

    Компетентно

    Наталья Лапшина, замминистра культуры РБ:

    - Проект "Придумано в России" направлен на развитие и повышение доходности творческой сферы, обучение креативным профессиям. Он включает два направления: школы креативных индустрий и центры прототипирования. В 2022 году мы открыли первую школу креативных индустрий на базе Башкирского колледжа культуры и искусства в городе Стерлитамаке

    Цифра

    25 миллионов рублей было выделено на создание центра прототипирования в УГИИ.

    Поделиться