Фестиваль - это праздник!

"Золотая Маска" в Норильске прошла в четвертый раз с неизменным триумфом
Звездные спектакли московского, питерского и новосибирского театров не оставили равнодушных. Зрители смеялись, плакали, кричали "браво!". Актеры не раз выходили на поклон. Скучное слово "проект" потеряло смысл. Фестиваль - это праздник. Он удался.
Это не совещание в офисе, это новое прочтение "Ревизора". Бессмертный шедевр Николая Гоголя вновь сверхактуален.
Это не совещание в офисе, это новое прочтение "Ревизора". Бессмертный шедевр Николая Гоголя вновь сверхактуален. / Ксения Угольникова

И это - не провинциальный синдром, когда неискушенный зритель готов аплодировать всему, что позволяет ему вырваться из привычного быта. Норильский зритель искушен, он воспитан прекрасными постановками в Театре Маяковского, он и в столицу наведывается, и еще чаще в Санкт-Петербург. Обмануть его трудно, а то и невозможно. Он посвящен, но, как настоящий северянин, бесцеремонен, и сорвать фальшивую маску с актера для него - дело принципа. Потому даже сдержанные аплодисменты норильчан стоят дороже, чем овации жителей средней полосы.

Но сейчас норильчане хлопали не сдержанно - аплодировали неистово. Было - чему и кому.

Театральный критик, суммируя впечатления от спектакля "Старый дом" по пьесе Алексея Казанцева, цитировал Владимира Высоцкого: "Чистый звук в ваши души летел". Постановка, привезенная московским Центром драматургии и режиссуры (ЦДР), заставила смеяться и плакать, оставила горько-сладкое послевкусие, родила немало мыслей.

Автобиографический роман Ромена Гари "Обещание на рассвете" лег в основу одноименного спектакля Алексея Кузмина-Тарасова (столичный Театр имени Пушкина). Французский писатель российскому читателю известен, но не все знают, что еврейский мальчик Роман Лейбович Кацев родился в Вильне (Вильнюс ныне), а во Франции оказался в 1928 году. Что был он дипломатом, а литературный псевдоним Гари выбрал потому, что хотел гореть. И сгорел трагически - в спектакле этот факт не отражен, но в реальной жизни писатель застрелился. Славу литературного мистификатора он заслужил, потому что печатал свои произведения под двумя именами: кроме Ромена Гари был еще и Эмиль Ажар, это позволило ему дважды получить Гонкуровскую премию. В спектакле использован прием, призванный дополнительно заинтриговать зрителя: мать и сын "меняются возрастами", актер-сын старше актрисы-матери. Прием не нов, но у талантливого режиссера работает безупречно.

Агрессивно стремясь к захвату широкой публики, постановщики, читая классику - Шекспира ли или Островского, - порой грешат нарочитым осовремениванием, не бегут вульгарной пошлости. "Невольное прочтение" Николая Гоголя питерским режиссером Андреем Сидельниковым (театр "Суббота") от всех этих грехов свободно.

- В "Ревизоре" я услышал наше время, - говорит режиссер. - Не только в главном, но и в деталях. Все очень похоже на нашу действительность. Чиновники и обычные люди слишком далеки друг от друга, между нами пропасть. Поэтому в спектакле современные костюмы, микрофоны, баннеры, а текст - Гоголя.

Спектакль актуален без всяких "псевдо". Горький гоголевский юмор точит межвековые препоны. Смех и страх - два начала, две опорные точки действия. Все похоже на нашу жизнь: нелепость и глупость бездарных столоначальников - и страх оказаться на месте человека, за которым придут.

Ну что постмодернистского в Крапивине? Какие параллели можно провести между "достоевскими" "Мальчиками" Сергея Женовача, известной, даже знаменитой постановкой, и одноименным спектаклем по повести вполне советского писателя Владислава Крапивина "Та сторона, где ветер"? Оказывается, можно. Не прямые - скорее, аллюзии.

- Мальчики - не гендерное описание, не возрастное, это состояние, - говорит режиссер Артем Терехин. - Это ощущение мира.

Мир - сложен, он ощущается по-разному, грустное сменяется смешным, а потом все равно щемит, достает ностальгией. Театр "Глобус" из Новосибирска, которому не впервой удивлять зрителя, сделал это и на сей раз. "Мальчики", как выразился критик, "спектакль из разряда тех, от которых ничего не ждал, а потом хочешь вернуться и пересмотреть".

Между тем

"Золотую Маску" в заполярном городе встретил прием, способный растопить и снега, и сердца. Заслуженный прием, обеспеченный и теплом зрительских сердец, и партнером фестиваля - компанией "Норникель".

Прямая речь

Лариса Зелькова, старший вице-президент "Норникеля":

- Фестиваль "Золотая Маска" - это не просто театральный фестиваль, это знак качества. Каждый год организаторы находят новые интересные прочтения и формируют актуальный культурный код. И нам хочется, чтобы жители наших территорий ощущали себя в современном контексте.