Итальянцы оставили бизнес и переехали в российский эксклав

Супруги Алина Чистобродова и Риккардо Ариччи оставили бизнес и комфортную жизнь в Италии и переехали в Калининградскую область на ПМЖ. Какую роль в этом сыграли янтарь, профессиональное выгорание и коронавирус, итальянцы рассказали в эксклюзивном интервью "РГ".
Алина и Риккардо снова хотят открыть итальянский ресторан — теперь в Калининграде.
Алина и Риккардо снова хотят открыть итальянский ресторан — теперь в Калининграде. / Денис Гонтарь/ РГ

Алина, Риккардо, добро пожаловать в Калининград! Тепло ли вас встретил самый западный регион России после солнечной Италии?

Алина Чистобродова: Калининградская область просто потрясающая. Здесь свой удивительный колорит, места очень красивые, люди позитивные и приветливые. Помню, когда первый раз после переезда вышли прогуляться, то случайные прохожие, услышав итальянскую речь, спрашивали, откуда мы приехали, предлагали помощь, желали счастья и удачи. Это было очень душевно и приятно.

Риккардо Ариччи: Я изначально не питал каких-либо ожиданий по поводу переезда в Россию, поэтому просто доверился Алине и ее интуиции. Конечно, до этого я бывал в Москве, но в Калининградской области оказался впервые. Сейчас я понимаю, что мы сделали правильный выбор, несмотря на все трудности.

Риккардо, вы сейчас говорите о ресторане, который пришлось продать в Италии?

Риккардо Ариччи: Алина уже проболталась? Если серьезно, то это очень болезненный вопрос. Ресторан всегда был для меня заветной мечтой. Свой бизнес решил построить после поездки в Лондон, где проходил стажировку в знаменитых заведениях Сохо. Денег на первоначальный взнос не было, а родители помогать отказались после моего увольнения из семейной компании по производству циркулей и канцелярии. В итоге Алина каким-то чудом уговорила моего дядю помочь с решением кредитного вопроса. Так у нас появился старенький ресторан, который постепенно приводили в порядок. Работали там семь дней в неделю, спали по четыре часа в сутки, но оно того стоило. Заведение стало успешным, от посетителей не было отбоя. А потом случился коронавирус, и бизнес пришлось продать.

Алина Чистобродова: Ситуация с ковидом больно ударила по заведению. В Италии тогда вообще была паника, люди боялись не то что по ресторанам ходить, а даже касаться друг друга. Я понимала, что решение о продаже Рикки принимал на фоне психологической истощенности. В какой-то момент муж сказал, что вообще хочет уехать из страны, поскольку ему было морально и физически больно там находиться. У меня тоже стали появляться мысли о возвращении в Россию. На тот момент я вообще плохо понимала, что происходит, поэтому, ложась спать, просто попросила, чтобы мне приснилось новое место жительства. Не поверите, но во сне я увидела кусок янтаря, который держала в руке. Ну а поскольку мы вдвоем безумно любим воду, то Калининградская область после всей этой мистики стала очевидным выбором.

Кому было сложнее переезжать? Алине - в Италию или Риккардо - в Россию?

Алина Чистобродова: Трудно было обоим. Я практически не говорила по-итальянски. Какие-то совершенно банальные вопросы, будь то оформление документов или шопинг, превращались в самый настоящий кошмар, поскольку в новой стране я не знала ничего. Поэтому, когда меня спрашивают: "Алина, это классно - переезжать в другую страну?" - я отвечаю, что если хотите полностью переродиться, то дерзайте.

Плюс я всегда считала, что итальянские семьи очень дружные и сплоченные. Но когда я попала в семью Риккардо, то убедилась, что не все собираются за большим столом с многочисленными родственниками, как в телевизионной рекламе.

Риккардо Ариччи: Мой переезд в Калининград получился забавным. Алина улетела на самолете, а мне нужно было перегнать машину и забрать с собой наших собак. Я спланировал маршрут, загрузился под завязку вещами и итальянской едой. Когда на российской стороне пограничники попросили меня открыть двери и багажник, то из салона все начало натурально вываливаться. Меня с удивлением спросили, зачем и куда я столько везу? Помню, ответил, что просто собираюсь теперь жить в Калининградской области, в России. Они улыбнулись и пропустили меня, пожелав хорошего пути.

Конечно, первое время было трудно - я ведь русский язык учу всего пару месяцев. Климат другой, люди другие, да даже в деньгах и ценах банально путаешься. Но мне здесь нравится. В какой-то степени Россия помогла нам вновь найти себя.

Уже придумали, чем будете заниматься на новом месте? Трудно ли иностранцам найти работу в Калининграде?

Алина Чистобродова: Я не ожидала, что в Калининграде настолько активное творческое сообщество. Мое увлечение арт-терапией и психологией пришлось к месту. Сейчас я провожу групповые занятия в студии йоги. Конечно, помогают средства, которые мы выручили с продажи бизнеса и недвижимости в Италии.

Риккардо Ариччи: У меня с работой все несколько сложнее. Пока я занимаюсь домашними делами и ремонтом в квартире. Но в перспективе мы хотим открыть свой центр ментального здоровья и психологической помощи с итальянским рестораном. Алина продолжит заниматься там арт-терапией, психологией и консультированием, а я сосредоточусь на кулинарном аспекте.

Актуальный вопрос

Не могу не спросить вас о внешнеполитической обстановке. Насколько сейчас сильна русофобия в Италии?

Алина Чистобродова: В целом русским в Италии сейчас непросто. Повсюду можно увидеть антироссийские листовки. Неприятно на это смотреть, потому что до известных событий итальянцы Россию очень сильно любили. Политические настроения изменились за считанные дни - антироссийская пропаганда работает.

Риккардо Ариччи: Большинство простых итальянцев все равно нормально относятся к россиянам. К сожалению, иногда людям просто навязывают какие-то идеи, в которые они верят, несмотря на полное отсутствие логики и здравого смысла.

Сейчас очень важно объединиться и настроиться на позитивное мышление. Чем ссориться со своими друзьями и родственниками, лучше поддерживать реальных людей. Если мы все будем добрее друг к другу, то конфликтов в мире станет меньше.