Музей Академии художеств возродил традицию собирать работы выпускников

Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств готовит новую экспозицию. Она разместится в стенах дома Челищева на углу Вознесенского проспекта и проспекта Римского-Корсакова, где до Октябрьской революции находилось Императорское Православное Палестинское общество (ИППО). Недавно в историческом здании музея на Университетской набережной завершилась выставка, посвященная ИППО и - шире - Палестине в российской истории и работах живописцев. Теперь в бывшей штаб-квартире общества будет музей. О пересечении исторических маршрутов и новой выставочной концепции корреспонденту "РГ" рассказал директор музея Алексей Мудров.
В исторических залах музея Академии художеств выставлены интереснейшие образцы мирового искусства.
В исторических залах музея Академии художеств выставлены интереснейшие образцы мирового искусства. / пресс-служба Музея Академии художеств

Алексей Юрьевич, когда состоится новоселье?

Алексей Мудров: В этом году здание окончательно передано Академии художеств, там предстоит большой объем ремонтных работ. Но часть будущей экспозиции в нем мы обязательно посвятим Императорскому Православному Палестинскому обществу. Для любого исторического объекта значительный интерес представляет его бытование. А в доме Челищева был, к примеру, кабинет Василия Николаевича Хитрово - первого секретаря ИППО.

Выставку "Дорогами Палестины", приуроченную к 140-летию общества, мы не сможем перенести на новое место полностью. Это крупный межмузейный проект, участие в котором приняли более трех десятков коллекций со всей страны - от крупнейших, уровня Эрмитажа и Третьяковской галереи, до совсем небольших. Мы хотели рассказать историю Святой земли через призму восприятия русских художников, которые путешествовали по Палестине. Поэтому экспозиция была выстроена в хронологическом порядке, от Ветхого завета к Новому. Кроме того, мы представили в том числе и работы современных авторов, пишущих на библейские темы. Часть этих экспонатов переедет в новое здание.

В состав нашего музея, напомню, входят также музеи-квартиры Куинджи, Чистякова, И. И. Бродского, усадьба Репина "Пенаты". И мы бережно сохраняем память о них в том числе как о педагогах, профессорах Академии художеств. Они являли собой значительные вехи в развитии академической школы российской живописи, и появление нового здания музея Академии художеств - это как раз продолжение этого развития: образцы творчества и предметы эпохи.

Как будете формировать новую экспозицию?

Алексей Мудров: У нас принята концепция реэкспозиции музея, процесс будет длиться около пяти лет. И закручена она не вокруг шедевров, а вокруг Мастера, Автора, который получает образование и выходит на самостоятельный путь, становится Художником с большой буквы.

Алексей Мудров: Принята концепция реэкспозиции музея,процесс будет длитьсяоколо пяти лет. Фото: Пресс-служба Музея Академии художеств

Также планируется создание открытого фондохранилища и творческих мастерских. Еще около 700 квадратных метров займет реставрационный центр, который будет специализироваться на сохранении архитектурного рисунка, графики и скульптуры - такого в нашей стране пока нет.

Все свои идеи мы черпаем из традиций Академии художеств. Наша коллекция пополнялась лучшими образцами отечественного и зарубежного искусства, в том числе работами наших выпускников. Эта традиция была поставлена на паузу в 1990-е годы, сейчас мы ее восстановили. За последние два-три года получили около 170 работ - графику, живопись, скульптуру. Ежегодно мы показываем эти новые приобретения. Сейчас к нам поступают, к примеру, работы китайских студентов - и это крайне интересно, поскольку одна из главных задач музей - фиксация времени. Даже такого короткого времени, как обучение одного курса.

А какое время сейчас?

Алексей Мудров: Мне кажется, что преобладают фигуратив, реализм и имперское искусство. Хотя это и влияние воспитания на классических образцах.

Находится ли в стенах вашего музея место современным технологиям, интерактивным инструментам?

Алексей Мудров: Конечно. Они могут помочь окунуться в атмосферу быта в мемориальных квартирах, не поглощая пространства, не отодвигая на второй план "гения места". Или рассказать об этапах работы над знаменитым полотном, показав все сделанные к нему эскизы, - выставить их "в реале" часто невозможно. А оцифрованные копии позволяют разглядеть мельчайшие подробности - недавно, к примеру, был оцифрован знаменитый купол парадного конференц-зала академии, расписанный Василием Шебуевым, - "Торжество на Олимпе".

Из стен академии вышли многие знаменитости. Вам не обидно, что их лучшие работы хранятся в других музеях?

Алексей Мудров: Нет, не обидно. Во-первых, мы имеем возможность выставлять их в рамках совместных проектов. К примеру, на выставке "Дорогами Палестины" были представлены произведения Верещагина, Крамского, Кипренского, Поленова, Репина, Серова. А во-вторых, многообразие художественных институций, которые подарил нам в том числе Советский Союз, дает нам возможности знакомиться с искусством мира - русским, европейским, восточным. Основа нашего собрания - коллекции графа Шувалова, Мусина-Пушкина, Кушелева-Безбородко. Мы обязательно будем делать выставки, на которых их представим. Или первую выставку передвижников... Я не могу сказать, что это генеральная линия нашей выставочной политики, однако таким образом раскрывается и история нашей коллекции, и история искусства.