- Мы стоим на пороге огромной работы с архивными киноматериалами, - говорит Шуневич. - Сейчас технологии позволяют оцифровать пленку в высоком разрешении, колоризировать, озвучить, пропустить через нейросеть, чтобы улучшить качество картинки. Готовим материалы для распознавания лиц людей, попавших на миллионы километров пленки, которые были отсняты в годы войны. Хотим состыковать этот киноряд с архивными фото и идентифицировать людей, понять, какова их судьба. Технология уже применяется в проектах "Безопасный город" и других. С хроникой пока никто такого не делал.
В архивах хранится очень много материалов. Огромные стеллажи с рулонами пленки, у которых нет аннотации, неизвестно, кто и когда это снимал. Оператор мог погибнуть, а кто-то случайно нашел пленку, след потерялся. Специалисты обычно работают вручную, а точнее - глазами. Ставят в киноаппарат пленку и по мере просмотра делают записи о том, что видят: взрывы на поле, идет в атаку пехота. Иногда удается узнать место, определить полк. Но люди, как правило, остаются неизвестными.
Идея родилась, когда музейщики просматривали новые оцифрованные материалы Государственного архива кинофотодокументов, и случайно наткнулись на кадры румынской хроники, которая считалась утерянной.
- Нашли описание: видеосюжеты о войне. Стали смотреть и вдруг увидели знакомые локации на подступах к Севастополю, - рассказывает Сергей Шуневич. - Румынский оператор снимал, как их войска заходили в Севастополь. Впоследствии эти кадры были в немецком киножурнале Deutsche Wochenschau - как проходил парад во взятом немцами Севастополе. Румынский оператор снимал город и жителей, шел по улице Ленина, мимо музея Черноморского флота.
В материалах музея о периоде оккупации Севастополя в 1942-1944 годах остается много белых пятен. Известно, что в захваченном городе работали немецкие и румынские операторы, а позднее даже японские. Немецкая хроника есть в архивах, но куда подевалась румынская и японская?
- На пленке есть момент, от которого у меня мурашки по коже, - делится Шуневич. - Камера направлена на румына, который позирует в больших солнцезащитных очках, как у Челентано, и в тельняшке - непонятно, где ее взял. И тут камера разворачивается на 180 градусов, и на нее идут наши пленные бойцы. Крупные планы, молодые пацаны, кто-то успел накинуть гражданский пиджак, кто-то идет в оборванной тельняшке или форменной одежде. Первое, что пришло в голову: этих людей надо идентифицировать! Возможно, они пропали без вести, ушли в небытие. Если в архиве есть фотография, которую можно наложить на эти кадры, кто-то узнает о судьбе пропавшего родственника.
По его словам, на первом этапе будет сделал поиск по документам, которые хранятся в архиве Минобороны РФ в Подольске. Там будут отобраны личные дела воевавших в Севастополе офицеров с фотографиями.
- Для начала мы поставили цель обработать все материалы, снятые немецкими, румынскими и японскими кинооператорами в Севастополе и его окрестностях с 1941 по 1944 годы, а потом уже переключимся на нашу кинохронику, - сообщил Шуневич. - Пусть мы найдем немного людей, но это будет правдивая история. Мы пока в самом ее начале, как Ханжонков в свое время.
В Севастополе надеются, что эту работу подхватят другие музеи.
Елена Иваниченко, президент кинофестиваля "Святой Владимир":
- Ханжонков прославил крымский полуостров, был основателем Ялтинской кинофабрики. К сожалению, это предприятие было организовано в 1917 году - самом неподходящим для любого бизнеса и кинобизнеса в том числе. До сих пор вокруг Ялтинской киностудии ситуация неопределенная, как будто изначально, со времен Ханжонкова, возникла какая-то недосказанность, незавершенность. Приятно, что в Севастополе помнят этого замечательного кинематографиста и сохранили копию его фильма. Я впервые увидела "Оборону Севастополя" в таком высоком качестве на большом экране именно здесь.
Стоявший у истоков российского кино Александр Ханжонков весной 1917 года открыл кинофабрику в Ялте, которая стала впоследствии Ялтинской киностудией. С ним в город переехал российский кинорежиссер Евгений Бауэр, который своими работами внес вклад в развитие мирового кинематографа.
Летом 1917 года Бауэр снял в Ялте свой последний художественный фильм "Король Парижа". Режиссер умер, когда работа над картиной еще не завершилась. Считается, что после его смерти закончилась эпоха "серебряного века" в российском кино. "Король Парижа" вышел на экраны в декабре 1917 года, но на фоне революционных событий остался незамеченным. Сохранилась лишь одна копия, которая почти 100 лет лежала в архиве, пока ее не обнаружили исследователи кино. Фильм был показан к 130-летию Александра Ханжонкова.
А афишу к фильму "Король Парижа", напечатанную к премьере в 1917 году, сейчас можно увидеть на выставке в севастопольском ретрокинотеатре "Украина".
Гордость музейной коллекции - кинопленка с фильмом Александра Ханжонкова "Оборона Севастополя". Это первый российский полнометражный художественный фильм, снятый в городе в 1911 году. Он повествует о событиях Крымской войны и Обороны Севастополя 1854-1855 годов.
Съемки проходили в местах боевой славы: Четвертом бастионе, Малаховом кургане. Привлекали жителей и Черноморский флот. Для съемок эпизода затопления кораблей в Севастопольской бухте даже задействовали две подводные лодки.
Общая длина киноленты составила почти два километра, а длился фильм около 1,5 часа. Впервые его показали императору Николаю II и его семье в ноябре 1911 года в Ливадийском дворце, а на экраны он вышел в конце года.
- Фильм состоял из 14 частей, каждая помещалась в отдельную коробку. До наших дней сохранились четыре. Остальные были утрачены в годы революции, и мы не можем точно сказать, что там было, - говорит Сергей Шуневич.
Сотрудники музея с 1960-х годов работали с Госфильмофондом над восстановлением фильма. В поиске материалов участвовала и вторая жена Ханжонкова - Вера Дмитриевна. В результате удалось составить описание всех эпизодов фильма. В поисках помогла случайная находка: в кинотеатре в Тбилиси обнаружили чудом сохранившееся либретто к фильму "Оборона Севастополя".
Самый трогательный момент - это выстроившиеся в ряд ветераны первой обороны Севастополя, которых камера показывает на последних кадрах. Людей снимали на Историческом бульваре возле орудий в июне 1911 года. В 1970-х годах двое посетителей музея, посмотрев эти кадры, узнали своих предков.