05.10.2022 08:56
    Поделиться

    Военный штурман предложил восстановить аэродром под Шадринском

    Заброшенный военный аэродром под Шадринском, созданный по личному указанию Георгия Жукова, еще может послужить Отечеству. Ветераны военной службы предлагают его восстановить и создать центр патриотического воспитания: Россия сегодня как никогда нуждается в мотивированных и подготовленных защитниках.
    Диспетчерский пункт управления полетами разрушен, а на взлетно-посадочной полосе, виднеющейся вдалеке, выращивают пшеницу.
    Диспетчерский пункт управления полетами разрушен, а на взлетно-посадочной полосе, виднеющейся вдалеке, выращивают пшеницу. / Валентина Пичурина

    Место выбрал маршал Жуков

    - Вот здесь была трехкилометровая бетонная взлетно-посадочная полоса, а параллельно, если смотреть в сторону села Красная Нива, еще одна - грунтовая, длиной четыре километра и шириной 90 метров. Спокойно садились и взлетали "Руслан", "Антей", другие тяжелые военно-транспортные самолеты, - проводит экскурсию по аэродрому ветеран дальней авиации военный штурман, полковник в отставке Александр Ревякин. - Там базировался батальон связи, дальше - инженерный батальон, склады ГСМ. У нас запустили уникальную систему транспортировки топлива - керосинопровод. С железнодорожной станции Барневка проложили трубы, по ним качали керосин.

    Александр Ревякин - выпускник Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов (ЧВВАКУШ). Впервые в Шадринск попал на третьем курсе - в пяти километрах от города находился аэродром для тренировочных полетов, где курсанты постигали азы мастерства на учебно-штурманских Ту-124 и Ту-134. Аэродром построили именно в этом месте не случайно. Дислокацию, говорят, выбирал сам Жуков, когда командовал Уральским военным округом. Лучшие метеорологи страны определяли розу ветров, среднегодовое количество осадков. По оценкам специалистов, аэродром был безопасным для полетов, всепогодным. Если Екатеринбург или Челябинск не принимали, гражданские самолеты отправляли к Шадринску.

    После окончания училища Александра распределили в Иркутскую область, затем он служил в гарнизонах по всей стране. Вернулся в Шадринск в 1997-м на должность военного комиссара. Через год полк, который базировался на аэродроме, расформировали, а сам военный объект варварски разграбили. От сложнейших инженерных сооружений остались лишь арматура, груды камней, кирпича и ямы. Бетонные плиты на взлетно-посадочной полосе выдрали с "мясом" и увезли. О бурлившей когда-то жизни напоминает разрушенный диспетчерский пункт управления полетами, где располагались системы слежения и метеослужба. К сожалению, шадринский стал не единственным аэродромом, которого постигла столь горькая участь.

    Пшеница на летном поле

    Бетонку уничтожили, но грунтовка осталась. В июле 2010-го к Ревякину обратились ветераны-десантники с просьбой организовать на аэродроме прыжки с парашютом в честь 80-летия ВДВ. Александр в то время работал директором Шадринского филиала Современной гуманитарной академии. Позвонил другу, начальнику регионального авиационно-спортивного клуба РОСТО (ДОСААФ) Нурлану Сатыбалдиеву. На аэродром отправили Ан-2 и Як-52. Юбилей ВДВ отметили на славу. Кроме десантников и юных парашютистов, приехали гости из Шадринска, Далматово, Катайска, многие с семьями. Некоторые впервые рискнули проверить себя на храбрость в небе, для них заранее провели инструктаж. Кроме прыжков с парашютом, в программу включили обзорную экскурсию на самолете над городом и рекой Исетью.

    Потом были и другие мероприятия - в День авиации, в честь Года учителя. Аэродром ожил. У Ревякина и Сатыбалдиева даже возникла идея открыть военно-патриотический центр, тем более в городе расположены несколько учебных заведений, клубы для подростков и молодежи, где готовят в том числе парашютистов, база РОСТО, аэродром, а главное - есть люди, готовые работать в центре. Увы, мечте не суждено было сбыться. Сатыбалдиев ушел из РОСТО, а новое руководство заломило такие цены за перелет Ан-2 с аэродрома Логовушка под Курганом к Шадринску и за прыжки с парашютом, что энтузиазм сменился огорчением и непониманием: неужели таким образом надо содействовать армии, авиации и флоту?

    Праздники на аэродроме никто не устраивает. Грунтовую взлетно-посадочную полосу по-тихому распахали и выращивают на ней пшеницу. Может, землю продали? Никто ничего толком не знает. Впрочем, полковник Ревякин от своей идеи не отказался, да и потребность в ее реализации, по его мнению, становится все более актуальной: государство не уделяет должное внимание военно-патриотическому воспитанию молодежи. Работа в этом направлении держится исключительно на энтузиастах. Аэродром, убежден он, необходимо восстановить.

    На аэродроме под Шадринском курсанты постигали азы мастерства на учебно-штурманских самолетах. Фото: Архив Александра Ревякина

    - Не думаю, что это случится, - считает член шадринской общественной организации воинов запаса "Феникс" и одноименного военно-патриотического клуба, ветеран ВДВ Владимир Боровков. - А вот грунтовую взлетно-посадочную полосу надо все-таки сохранить. Для сельского хозяйства можно и другой участок подобрать.

    Подключить РОСТО

    По словам Владимира, прыжки с парашютом пользуются огромной популярностью. Для кого-то это просто развлечение, а для большинства - преодоление себя, своих страхов, закалка характера. Когда на шадринский аэродром прилетал самолет из Кургана, за день прыжки совершали 80-100 человек - не только из соседних городов, но даже из Каменска-Уральского. А сейчас активисты сами возят воспитанников из Шадринска в летный центр под Курганом. За один прыжок приходится выкладывать 3,5 тысячи плюс 300 рублей страховка. Не каждый родитель может позволить такие расходы.

    Кроме того, перевозка детей регламентирована особыми правилами - требуются подходящий автобус, машина сопровождения. Спасибо, добрые люди помогают: руководитель одного из шадринских предприятий безвозмездно выделяет транспорт. Но в основном патриотической работой с детьми занимаются энтузиасты, полковник Ревякин прав. Благодаря им призывники уходят в армию подготовленными, могут с закрытыми глазами собрать и разобрать автомат, метко стреляют, метают ножи. В воинских частях даже удивляются: где их научили? Командиры присылают отзывы о парнях, не скупятся на благодарности. Ветеран подчеркивает: готовы заниматься с молодежью и дальше, но надо подключить РОСТО, чтобы она начала работать, как положено, в связке с общественниками.

    Кстати

    В июне прошлого года Александр Ревякин отправил видеообращение на прямую линию президента с просьбой восстановить аэродром. По его мнению, в нынешних международных условиях значение объекта возрастает многократно и с точки зрения развития экономики. Аэродром практически готовый логистический центр для взаимодействия с Казахстаном и Китаем. К тому же в последнее время в регионе ведут разговоры о возрождении малой авиации. А тут десятилетиями проверенная на безопасность взлетно-посадочная площадка. Бетонные плиты убрали, а щебеночно-песчаная подушка никуда не делась. Самое главное, случись стихийное бедствие - на аэродром сядут любые транспортные самолеты и вывезут людей в безопасное место.

    Справка "РГ"

    Военный аэродром расположен в пяти километрах южнее центра Шадринска и в полутора километрах от села Красная Нива. Имеет хорошие подъездные пути. Изначально был учебным аэродромом Шадринского военного авиационного училища штурманов, а после его расформирования с 1960-го и до начала 1990-х годов - одним из учебных аэродромов Челябинского ВВАКУШ. В 1993 году на аэродром из города Кедайняй (Литва) передислоцировали 600-й военно-транспортный авиационный полк, на вооружении которого стояли самолеты Ил-76. В первую чеченскую кампанию экипажи полка перевозили в район боевых действий личный состав и военную технику со всех концов страны. В 1998-м 600-й полк был расформирован, аэродром заброшен, бетонные плиты со взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек сняли и продали за бесценок.

    Поделиться