В День учителя хотел бы отдельно изложить свои соображения по поводу преподавания истории. Считаю важным сделать это именно сейчас, когда многие из нас очень остро ощущают свою ответственность за Россию перед прошлыми и будущими поколениями. Понимание этой ответственности необходимо передать нашим детям. Это невозможно сделать без глубокого изучения истории, без грамотной просветительской работы со школьниками. Убежден, что такая работа должна вестись системно - не только в узких рамках часов, отведенных на изучение истории учебным планом, но и на уроках литературы, музыки, географии и иностранного языка, а порой даже математики или физики - например, через формулировки условий задач.
Российское историческое общество всегда рассматривало поддержку учителей-историков как один из своих главных приоритетов. Работая рука об руку с Минпросвещения России и Ассоциацией учителей истории и обществознания, РИО и фонд "История Отечества" стараются выявлять наиболее мотивированных педагогов, способствовать их профессиональному и карьерному росту. Многим учителям знаком наш всероссийский конкурс "История в школе: традиции и новации", победителями которого ежегодно становятся 24 человека - по трое от каждого федерального округа. Каждый из них - по-настоящему штучный специалист, способный с легкостью увлечь своим предметом даже самых "трудных" учеников. Два года назад аналогичное состязание появилось и для педагогов дополнительного образования - краеведов, работающих с молодежью. Не так давно спецноминация Российского исторического общества - "За вклад в историческое просвещение" - впервые разыгрывалась среди финалистов главного педагогического конкурса "Учитель года".
"Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений", - подчеркивал Константин Дмитриевич Ушинский. Скоро нам предстоит отметить 200 лет со дня его рождения. В ознаменование этого юбилея, уже вошедшего в перечень приоритетов Российского исторического общества, 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника. Вижу в этом прекрасный повод объединить усилия всех заинтересованных сторон, чтобы направить их на поддержку наших учителей, помочь в решении стоящих перед ними профессиональных задач. Особое внимание при этом, на мой взгляд, следует уделить педагогам, работающим сегодня на Донбассе, в Херсонской и в Запорожской областях. Их мужество, самоотверженность и чувство профессионального долга перед своими учениками задают очень высокую моральную планку, служат важными нравственными образцами.
Сквозным сюжетом в рамках Года педагога и наставника видится обеспечение устойчивого притока в школы молодых учителей-предметников, выпускников педагогических вузов и факультетов. Их подготовка осуществляется сегодня по двум параллельным трекам - в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки (УГСН) "История и археология" и в рамках отдельной УГСН "Образование и педагогические науки". Другими словами, если раньше в дипломе у многих было написано "Историк. Учитель истории", то теперь это совершенно разные специальности. При этом фактически в школе работают и те, и другие. Поэтому необходимо если не объединение этих специальностей, то выработка единых подходов к планированию контрольных цифр приема, и самое главное - к содержанию образования. Понятно стремление педагогических вузов и факультетов дать будущему учителю универсальные навыки работы с детьми, то, что называют "ядром педагогического образования". Однако нельзя забывать очевидную вещь: в первую очередь учитель должен хорошо знать свой предмет. Поэтому необходимо тесное взаимодействие и с Минобрнауки России, и с Минпросвещения России, и с ректорами вузов, многие из которых уже являются членами Российского исторического общества.
Считаю, что серьезным подспорьем в работе учителя должен быть качественно сделанный учебник, соответствующий современному уровню развития исторической науки. Напомню, что одной из самых первых больших задач, возложенных на воссозданное десять лет назад Российское историческое общество, стало участие в разработке и общественном обсуждении Историко-культурного стандарта. Этот содержательный документ был включен в Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, а позднее - и в Концепцию преподавания учебного курса "История России". Хорошо помню, что еще тогда, в 2013 году, в педагогическом сообществе существовали разные точки зрения на то, сколько линеек учебников по истории России в конечном счете следует использовать в школах.
В прошлом году этот вопрос вновь перешел в практическую плоскость, так как приказом Минпросвещения России был утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, вследствие чего был дан старт процессу формирования нового Федерального перечня учебников. Отрадно, что, решая эту непростую задачу, руководство министерства ориентировалось и на пожелания учительского сообщества, и на рекомендации экспертов-историков. В результате удалось сократить количество "линеек" по истории России с пяти до трех, сохранив учителям возможность пользоваться привычными учебниками, соответствующими Историко-культурному стандарту.
На мой взгляд, эту конструкцию можно совершенствовать дальше, сопровождая каждый шаг профессиональным и общественным обсуждением. В качестве следующего шага предложил бы рассмотреть переход от недостаточно синхронизированных на сегодняшний день курсов "История России" и "Всеобщая история" к единому "интегрированному" курсу истории. При этом, безусловно, важно сохранить в полном объеме содержание двух прежних учебных курсов, сконфигурировав материал таким образом, чтобы история России рассматривалась на фоне всеобщей истории. В какой-то степени здесь будет полезен опыт апробации нового учебного предмета "Россия - моя история", который сейчас внедряется в старших классах. Добавлю к этому необходимость более серьезного изучения истории малой родины. Не раз говорил о том, что без достаточных знаний о прошлом родного города или села молодым людям сложно привить чувство сопричастности к истории всей страны.
Рассчитываю, что в обозримом будущем изучение региональной истории также станет одним из обязательных школьных предметов, содержание которого будет соотнесено с содержанием "интегрированного" курса истории.
В том случае, если решение об "интегрированном" курсе будет принято, затягивать с его реализацией не следует. При этом важно помнить, что в образовании, как и в медицине, нужно руководствоваться принципом "не навреди". Предлагаемые меры должны быть четко выверенными, профессиональными и аккуратными. Если они покажутся учителям поспешными и недостаточно продуманными, то достижение цели вне зависимости от качества новых учебников окажется под большим вопросом. А цель у нас одна - повышение уровня исторических знаний учащейся молодежи, воспитание на этой основе чувства патриотизма и ответственности за страну.
Полагаю, что авторский коллектив "единого" учебника, по которому в будущем мог бы преподаваться "интегрированный" курс истории, следует создавать, приглашая представителей всех зарекомендовавших себя авторских коллективов. Пользуясь спортивной терминологией, создавать "сборную" из лучших мастеров отдельных "клубов". В свете этого хотел бы обратить внимание на ряд недавних поправок, внесенных в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 73). Решение передать государству авторские права на школьные учебники и пособия, подготовленные за счет средств федерального бюджета, на мой взгляд, абсолютно верное. Образование, тем более начальное и среднее, - не услуга, а конституционная обязанность государства. Здесь не место коммерческим интересам. Однако распоряжаться этими правами надо очень бережно, с умом. В частности, уже сейчас следует создать прозрачный механизм внесения последующих изменений в учебники, авторские права на которые были отчуждены у авторского коллектива.
Дискуссия о том, в каком направлении надлежит совершенствовать школьное историческое образование, сегодня ведется не только внутри страны, но и с нашими международными партнерами. Год назад в Москве состоялся I Всемирный конгресс школьных учителей истории, объединивший более 300 учителей из нескольких десятков стран мира.
В августе, на полях Восточного экономического форума, столь же успешно прошла международная конференция "Преподавание истории в странах Востока".
Уверен, что апробированные за рубежом методические практики, такие как, например, отказ от западоцентризма, акцент на выработке способности учащихся к самостоятельной оценке исторических событий, более тесная увязка курса истории с другими предметами гуманитарного цикла - вполне могли бы быть взяты на вооружение и нашей образовательной системой.
Конечно, в сфере школьного исторического образования остается еще немало нерешенных задач. Однако вместе с тем полагаю, что мы вправе говорить и о постепенном повышении качества преподавания, и об улучшении методической базы, и о росте уровня педагогического мастерства. Какие-то улучшения уже имеют место быть, что-то будет иметь отложенные последствия, которые проявят себя не скоро. Однако именно они в конечном счете определят самосознание следующих поколений, а значит, и будущее нашей страны, ее место в мире.