06.10.2022 18:26
    Поделиться

    Почему Джо Байден увидел угрозу в решении ОПЕК+ снизить нефтедобычу

    Решение стран ОПЕК+ с ноября сократить суточную добычу нефти на 2 миллиона баррелей глубоко задело президента США Джо Байдена. Белый дом открыто давил на страны этой группы, требуя, наоборот, наращивать добычу. А когда в ОПЕК+ вопреки давлению приняли обратное решение, администрация США в официальном заявлении указала, что Байден "разочарован близоруким решением".
    Министр энергетики Саудовской Аравии Абдель Азиз бен Сальман дал понять, что угрозы США не сработают. Фото: GettyImages

    "Своим сокращением поставок топлива, в то время, когда мир только начал отходить от сильно выросших цен на энергоносители, ОПЕК+ дает понять, что именно он диктует цены на мировом рынке нефти. Поскольку у России и Саудовской Аравии в последние годы сложились некие доверительные отношения, такой демарш нефтяного картеля можно расценивать как вызов коалиции G7 и ЕС, которая в конце года вводит эмбарго на российскую нефть и попробует запустить и механизм ограничения цен на нее", - отмечает аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин.

    Британская газета The Daily Telegraph также отмечает, что согласие Саудовской Аравии на снижение добычи в рамках ОПЕК+ - это признак дальнейшего ухудшения некогда союзнических отношений с США, которые в последние годы заметно просели на фоне претензий Вашингтона по правозащитной тематике. По мнению издания, демонстративный отказ Эр-Рияда учесть позицию Вашингтона - это унижение для Байдена.

    Американские СМИ утверждают, что если на протяжении нескольких месяцев визитеры Запада пытались добиться от монархий Персидского залива увеличения нефтедобычи уговорами, то теперь, судя по языку заявления, Белый дом может перейти к угрозам. "Байден посылает саудитам сигнал, что он готов к эскалации", - считают аналитики ресурса axios.com. В частности, в администрации США намекнули, что могут поддержать давно витающий в конгрессе законопроект против стран ОПЕК+, известный как NOPEC. Его текст вносит изменения в американское антимонопольное законодательство, разрешая генпрокурору страны вести в судах США расследования против стран или компаний ОПЕК+ о картельных сговорах. Газета The Wall Street Journal утверждает, что рассматриваются и другие меры, включая тяжбы в ВТО или арест активов стран ОПЕК+ в юрисдикции США.

    Вместе с тем эксперты уже отмечали, что принятие закона против картеля влечет немало рисков: от трудностей с применением юрисдикции США к другим государствам до того, что это может спровоцировать уход от расчетов в долларах при торговле нефтью. Кроме того, подвижки по законопроекту могут усугубить разлад между Вашингтоном и Эр-Риядом, подтолкнув саудитов к покупкам вооружений у других стран. Сопротивлялось законопроекту и нефтегазовое лобби внутри США, опасавшееся, что чрезмерное снижение цен на "черное золото" сделает ее добычу в США нерентабельной.

    Позицию Эр-Рияда после встречи ОПЕК+ обозначил саудовский министр энергетики Абдель Азиз бен Сальман. Когда журналисты намекнули на то, что сокращение добычи нефти является недружественным по отношению к США, он ответил: "Очень провокационный вопрос. Покажите мне, где именно враждебный акт". А затем и вовсе отказался разговаривать с репортером агентства Reuters, обвинив его во лжи. Министр указал, что утверждения агентства о том, что "Саудовская Аравия и Россия - бла-бла-бла - пытаются договориться о цене за баррель нефти в 100 долларов - это неправда".

    Впрочем, не только Reuters, но и сам Белый дом обвинил страны ОПЕК+ в том, что они встали на сторону России. Ведь снижение добычи, вероятно, остановит падение цен на нефть или может подтолкнуть их вверх, что идет вразрез с попытками стран Запада ограничить доходы России от экспорта энергоносителей. В Вашингтоне также считают, что решение ОПЕК+ больше всего ударит по странам со средними и низкими доходами населения.

    Важней всего - проблемы дома

    Как и в случае с зерновой сделкой, американцев в первую очередь заботят, конечно, не бедные страны, и даже не экспортные доходы России.

    Сокращение добычи нефти, как отмечают аналитики, противоречит позиции США, которые, наоборот, хотели бы увеличения поставок на мировой рынок для того, чтобы снизить цены на бензин на американских АЗС в преддверии выборов в Конгресс в ноябре.

    Рекордное подорожание топлива в этом году, разгонявшее высокую инфляцию, стало главной головной болью последних месяцев для Белого дома и союзной президенту Демократической партии, ударив по их рейтингам перед ноябрьскими промежуточными выборами в Конгресс.

    Отказ Эр-Рияда подчиниться требованиям Джо Байдена сулит ему проблемы и во внутренней, и во внешней политике

    По словам заместителя генерального директора Института национальной энергетики Александра Фролова, в США внутренние цены на бензин в значительной степени зависят от стоимости нефти. До половины цены, которую простой американец видит на заправке, это цена нефти. "Так вышло, что на последние месяцы президентства Дональда Трампа пришлись самые низкие цены на моторное топливо на американском рынке за последнее десятилетие. То есть для обычного потребителя ситуация выглядит так: при Трампе бензин стоил 64 цента, а при Байдене - уже почти 1 доллар, - объясняет он. - В конце 2021 года недовольство этим процессом начало приобретать политический окрас. Противники действующего президента США играют на том, что больше всего раздражает граждан - дорожающем бензине".

    Пытаясь погасить этот ценовой пожар, Белый дом уже неоднократно объявлял о выводе на рынок нефти из стратегического резерва США, составлявших порядка 600 миллионов баррелей. В рамках первого этапа интервенций США смогли распродать 50 миллионов баррелей, сейчас распродают еще 180 миллионов баррелей. Очередная "инъекция" в 10 миллионов баррелей планируется в ноябре.

    Конгрессмены-демократы, которым дорогая нефть сулит проблемы на выборах в ноябре, решили свалить вину за это на ОПЕК+

    Цены на нефть действительно стали снижаться, но не только от действий США, а также от падения спроса в Китае, являющемся крупнейшим мировым импортером нефти. А сейчас, когда Китай начал восстанавливать спрос, цены вновь поползли вверх. Решение ОПЕК+ делает задачу Байдена сбить стоимость бензина еще более труднодостижимой.

    Опять мерещится вмешательство

    Аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин считает, что за сокращением добычи кроется желание нефтедобывающих стран держать стоимость нефти не ниже 90 долларов за баррель, поскольку многие из стран ОПЕК+ заложили именно такую стоимость в свои госбюджеты на 2023 год, и они хотят защитить свои доходы. После новостей о решении ОПЕК+ ценник на нефть марки Brent показал скромный подъем до 94 долларов за баррель, поскольку во многом решение уже накануне обсуждалось участниками рынка, и цены на нефть на этом уже выросли. Недопоставки нефти могут привести к более высоким ценам, но позже спекулятивный всплеск цен пройдет, и котировки опять вернутся на более низкие уровни, поскольку нет фундаментальных причин для нефти выше 100 долларов за баррель, считает аналитик.

    Тем не менее отдельные конгрессмены-демократы в Вашингтоне увидели в решении ОПЕК+ не защиту своих интересов, а вмешательство в предвыборный процесс США, а именно - попытку подыграть республиканцам.

    Это далеко не первая попытка демократов, включая Белый дом, свалить вину за дорогое топливо и высокую инфляцию на происки внешних неприятелей. Но, судя по рейтингам, американцев такие аргументы не очень убеждают.

    Республиканцы, со своей стороны, охотно разыгрывали и будут разыгрывать карту высоких цен на бензин, обвиняя в этом администрацию Байдена. Сенатор-республиканец Тед Круз уже заявил, что Саудовской Аравии следовало бы действовать "более по-союзнически", но подчеркнул - решение ОПЕК+ является "ошибкой Байдена".

    Демократы, со своей стороны, требуют жестких мер против Эр-Рияда. Конгрессмен-демократ Ро Ханна призвал Байдена позвонить королю Саудовской Аравии и "дать ему пять дней на отмену решения", а в противном случае - "ввести запрет на поставки запчастей к американским самолетам на вооружении ВВС" королевства.

    Поделиться