Президент фестиваля, основатель и художественный руководитель Пермского театра "У Моста" Сергей Федотов ответил на вопросы корреспондента "РГ".
Фестиваль-2022 - наверное, самый сложный для вас по составлению программы?
Сергей Федотов: А легких фестивалей и не было. Фестиваль МакДонаха уникальный, единственный в мире, это глобальный форум. На четыре прошедших фестиваля приезжали театры из 40 стран, было подано более 500 заявок.
Каждый фестиваль - особый, и на него влияют самые разные внешние факторы. Например, прошлый, четвертый, проходил в условиях ковидных ограничений, но, несмотря на это, программа была очень насыщенная: мы показали 23 спектакля из 7 стран мира!
В этом смысле каждый раз сложно сформировать программу: много заявок, помимо спектаклей у нас плотное расписание лекций известных театральных критиков, мастер-классы режиссеров, лаборатории.
В этом году приехали четыре зарубежных театра - по два из Беларуси и Казахстана. Сильные российские театры. Знаменитый Республиканский театр белорусской драматургии - один из лучших минских театров, известен за рубежом, активно сотрудничает с театрами России, Грузии, Польши, Сербии, осуществляет совместные проекты и постановки. Государственный академический русский театр драмы им. М. Горького (Астана) - самый знаменитый театр Казахстана.
Как и прежде, открывает и закрывает программу театр "У Моста".
Сергей Федотов: И показываем все свои спектакли по Мартину МакДонаху, вне конкурса. Многие участники и гости фестиваля приезжают с целью увидеть наши постановки. Они считаются самыми точными в воплощении природы и стилистики автора. В этом главный смысл фестиваля - лаборатории. Наш театр - единственный в мире, который имеет в репертуаре восемь пьес МакДонаха. И сам драматург передал нам свои новые пьесы "Безрукий из Спокэна" и "Палачи", чтобы в Перми прошли вторые мировые премьеры (первые были в Лондоне).
Сколько заявок вы получили нынче?
Сергей Федотов: В течение двух лет между фестивалями мы всегда получаем более ста заявок и тщательно отбираем спектакли для конкурсной программы. Нынче нам присылали заявки из Испании, Венгрии, Ирана, Грузии и разных городов России. Лучшие спектакли мы включили в программу.
Что нового появилось в фестивальной программе?
Сергей Федотов: Конечно же, это первый в мире спектакль по МакДонаху в кукольном формате - "Королева красоты из Линэна" Новосибирского театра кукол. Российская премьера новой пьесы МакДонаха "Очень-очень-очень темная материя" в постановке МХТ им. А. Чехова.
Также впервые на фестивале работает мастерская-лаборатория театральной критики "Передвижники". Это совместная инициатива ГИТИСа и театрального эксперта Ольги Галаховой, преподавателя ГИТИСа и ВТУ им. М.С. Щепкина, кстати, пермячки по рождению. Пять студентов театроведческого факультета ГИТИСа приехали в Пермь, и группа молодых специалистов Пермского края подключилась к работе мастерской. Участники дискутируют, пишут о спектаклях фестиваля.
Какую пьесу МакДонаха чаще других ставят театры? А какую - реже всего?
Сергей Федотов: Я заметил, что чаще всего ставят "Красавицу из Линэна" и "Калеку с Инишмана". Очень редко - "Человек-подушка", хотя в этом году у нас на фестивале две версии этой пьесы. Еще очень редко идет "Череп из Коннемары", самая загадочная пьеса Мартина. И практически нигде не идут "Палачи", хотя это самая яркая и масштабная пьеса. Была премьера в Петербурге, БДТ им. Товстоногова, с Олегом Басилашвили, спектакль показали несколько раз и он ушел из репертуара. И почти одновременно была премьера Кирилла Серебренникова в "Гоголь-Центре", которая также сразу сошла. Критики писали, что эти спектакли не получились.
Чаще всего жанр постановки по МакДонаху режиссеры определяют "комедией" мрачная, черная (есть и такие: патриотическая - у Кинешмы, грустная, психологический коМикс - у вас, "нереальный замес" - МХТ, молодежная рок-драма - у акмолинцев). Вы согласны с этим?
Сергей Федотов: МакДонаха можно ставить в самых разных жанрах. Это совершенно гениальный драматург и кинорежиссер, невероятно разноплановый. На самом деле, я давно понял, что многие режиссеры ставят МакДонаха чересчур мрачно, не видят юмор и свет в его пьесах. Часто делают запредельно кровавым. Но по сути, это очень смешной и тонкий автор, так что совершенно неудивительно, что режиссеры определяют жанр "комедией".
Есть ли безусловный зрительский хит - по МакДонаху - в репертуаре вашего театра?
Сергей Федотов: Ну конечно, это "Калека с Инишмана". Спектакль получил "Золотую маску" в 2010 году, объехал 33 фестиваля, завоевал десять Гран-при за рубежом.
Вы поставили все восемь пьес МакДонаха, а с девятой неожиданно возникли проблемы, "право первой ночи" получил МХТ имени Чехова. И вы решили пригласить "Очень-очень-очень темную материю" на фестиваль?
Сергей Федотов: Мы очень хотели поставить новую пьесу МакДонаха, но условием автора было участие в главной роли настоящей негритянки-лилипута. Мы не нашли такую. Вот МХТ нашел и получил разрешение! Мы их поздравляем.
В соцсетях был большой поток писем в поддержку вашего театра - предоставления вам помещения. Как решился вопрос?
Сергей Федотов: Вопрос решился не в пользу театра, в последний момент здание бывшего трамвайного депо на Разгуляе отдали под ресторанный комплекс "Гастрорынок". Видимо, это важнее для города, чем театр.
Несколько слов о премьере - "Ирландский герой - гордость Запада". Как к вам пришла эта пьеса?
Сергей Федотов: С этой пьесы началась великая ирландская драма. Это самая знаменитая пьеса Джона Синга, именно за нее он был сначала освистан публикой, с позором изгнан со сцены. А позже назван великим ирландским драматургом… Театр "У Моста" не мог пройти мимо. К тому же, Синг - главный вдохновитель Мартина МакДонаха. Есть в нашем репертуаре и пьеса Джона Кина "Поле", ирландская трагедия, это ее первая постановка в России.
Чем вас так привлекает ирландская драматургия?
Сергей Федотов: Она невероятная. МакДонах - гений! И мы будем играть его пьесы всегда.
Где, в каком театре в последнее время вы поставили МакДонаха, помимо "У Моста"?
Сергей Федотов: В Ирбитском драматическом театре - "Красавицу из Линэна". Уже давно идут мои постановки "Калека с Инишмана" и "Сиротливый Запад" в Новосибирском театре "Старый дом". В Челябинском Камерном театре - "Красавица из Линэна".