Почему в Новосибирске буксует большинство проектов ГЧП

После летних каникул депутаты Законодательного собрания Новосибирской области вернулись к теме реализации проектов государственно-частного партнерства (концессий). Четвертый мост через Обь в Новосибирске, семь поликлиник, инфекционная больница, шесть школ - вот неполный список объектов, которые должны появиться в регионе с применением ГЧП. Пока же ни одного из них нет, как и мусороперерабатывающих комплексов, которые тоже запланированы к строительству по концессии. Сдачу объектов переносят, а их стоимость растет.

По словам министра экономического развития Новосибирской области Льва Решетникова, техническая готовность моста составляет 55 процентов (сдача запланирована до конца 2023 года), поликлиник №№2, 7 и клинической консультационной - приближается к сорока процентам. На остальных объектах (поликлиники №№16, 18, 22) идут подготовительные работы. Готовность инфекционной больницы более высокая, здесь монтируют фундамент, металлические конструкции и боксированные отделения.

- Проекты строительства шести школ и поликлиники на ОбьГЭСе находятся в стадии проектирования, завершение которого ожидается в четвертом квартале этого года, - уточнил министр.

После прохождения госэкспертизы проектов строительства семи поликлиник общая площадь объектов увеличилась с 72 тысяч до 88,1 тысячи квадратных метров. Сроки сдачи сдвинуты: первоначально планировалось завершить работы в 2023 году, сейчас - в середине 2024-го. На момент подписания соглашений, то есть в 2018 году, стоимость реализации проектов была на уровне 7,8 миллиарда рублей, сейчас цена выросла до 19,5 миллиарда.

- Сумма вырастает до 27 миллиардов при кредите со ставкой девять процентов годовых. Мы ищем возможность увеличить сроки и снизить нагрузку на бюджет, - сообщил Лев Решетников.

Площадь инфекционной больницы также увеличилась - до пяти тысяч квадратных метров, сроки проведения работ выросли примерно на девять месяцев. Стоимость по итогам госэкспертизы составила 13,5 миллиарда рублей. Вместе с процентами по кредиту получится 16,5 миллиарда.

По мнению Льва Решетникова, на увеличение стоимости повлияли и инфляция, и изменение медико-технического задания. Исполняющий обязанности министра строительства области Алексей Колмаков говорит о том, что удорожание произошло из-за роста цен на стройматериалы. Например, по этой причине первоначальная сметная стоимость поликлиники №7 с 1,8 миллиарда рублей поднялась до 2,5 миллиарда.

- Провели конкурс на семь миллиардов рублей, победитель определен именно на эту сумму, - напомнил депутат Вячеслав Илюхин. - Поликлиники должны были сдать в августе этого года. Концессионер не выдержал сроки, и мы его не наказали, а вместо этого увеличили сумму контракта.

Депутат Дмитрий Козловский представил свои расчеты, которые свидетельствуют о серьезной нагрузке на бюджет. Так, в 2023 году по семи поликлиникам бюджет должен возместить концессионеру 573 миллиона рублей, в 2024-м - почти 3,5 миллиарда. Всего в 2024 году по концессиям из бюджета нужно заплатить почти девять миллиардов рублей, в 2025-м - 10,5 миллиарда. При этом квадратный метр поликлиники обойдется в 346 тысяч рублей, тогда как "квадрат" элитной недвижимости в Новосибирске стоит 180 тысяч.

По мнению депутата Вадима Агеенко, региональному правительству нельзя было заключать договоры с одним частным партнером.

- Нужно разбивать подряды на отдельные лоты, сотрудничать с разными инвесторами. Это повысило бы эффективность реализации проектов ГЧП и концессий, - уверен он.

Вадим Агеенко предложил построить четыре поликлиники, работы по которым еще не начаты, за бюджетные деньги. Это же касается и поликлиники в микрорайоне ОбьГЭС и шести школ. Так будет дешевле. По расчетам депутата Вячеслава Илюхина, строительство еще не начатых по концессии поликлиник обойдется областному бюджету в 12 миллиардов рублей с учетом кратного удорожания стройматериалов. А по схеме ГЧП расходы с учетом платы концессионеру составят 28,7 миллиарда.

- Предлагаю поднять вопрос о расторжении концессии в части строительства четырех поликлиник и провести повторную экспертизу по трем строящимся. Сумма должна быть изменена в меньшую сторону, - сказал парламентарий.

По мнению председателя бюджетного комитета Федора Николаева, необходим баланс прямых инвестиций и проектов, реализуемых на принципах ГЧП.

- На мой взгляд, сам проект лучше заказывать на средства региона, по сравнению со строительными работами это небольшие средства. Зато, получая проект, мы понимаем его стоимость и готовность к таким расходам, - добавил Федор Николаев.

P. S.

Депутаты предложили создать рабочую группу, которая разберется в деталях реализации проектов ГЧП в сферах здравоохранения и образования. В частности, много вопросов к минздраву региона: действительно ли новым поликлиникам нужно дорогостоящее оборудование в обозначенном объеме (общая его стоимость - шесть миллиардов рублей). А если так, то почему не зафиксировали цены на момент подписания соглашения? С того времени стоимость оборудования увеличилась в три раза.