06.10.2022 03:00

    Управлять качественно

    Оперативные, но системные меры позволят сохранить цементную отрасль страны
    Строительный комплекс - важнейший сектор экономики страны, он обеспечивает развитие многих отраслей, формирует облик городов, состояние инфраструктуры, а в итоге и качество нашей жизни. Неотъемлемая его составляющая - отрасль производства стройматериалов, в том числе цементная промышленность, стабильное функционирование которой без преувеличения является одним из гарантов экономической безопасности государства. Крупнотоннажная, технологически сложная, капитало- и энергоемкая, она требует постоянных значительных инвестиций, связанных с техническим переоснащением заводов и ремонтом оборудования, повышением уровня экологической безопасности, расширением ассортимента высококачественных цементов.
    Геннадий Рассказов: Цементная отрасль требует постоянных значительных инвестиций. / ХК "Сибцем"
    Геннадий Рассказов: Цементная отрасль требует постоянных значительных инвестиций. / ХК "Сибцем"

    Но, пожалуй, ни одна отрасль до сих пор не сдерживала рост цен на свою продукцию так, как цементная. В 2021 году стоимость цемента для потребителя была выше аналогичного показателя далекого 2008-го всего на девять процентов. За тот же период цена электроэнергии выросла на 120 процентов, дизельного топлива - на 250 процентов, газ для промышленных предприятий подорожал более чем в три раза, железнодорожный тариф - на 136 процентов. К слову, квартиры в новостройках стали дороже на 88 процентов.

    В 2022-м рост затрат на производство продукции продолжается. По расчетам специалистов "Сибцема", в этом году себестоимость нашей продукции увеличится на 30 процентов (цена для потребителя - только на 17 процентов). Наиболее значимый фактор повышения издержек - рост расходов на ремонты и техобслуживание оборудования на 67 процентов к уровню прошлого года. Также в первом квартале 2022-го на 70-85 процентов подорожал уголь, на 83 процента - масла и смазки, на 30 процентов - дизельное топливо. И так далее. Кроме того, цементные заводы холдинга (а самому "молодому" из них в январе исполнилось 56 лет) нуждаются в масштабной модернизации. В текущем году стоимость инвестиционной программы компании оценивается в 8,2 миллиарда рублей. На ремонты и техобслуживание оборудования выделим 4,3 миллиарда. Фонд заработной платы увеличим к уровню 2021-го на 30 процентов.

    При этом цена продукции существенно отстает не только от ее себестоимости, но и от роста цен на жилье. Так, по данным Росстата, в Красноярском крае стоимость квадратного метра на первичном рынке с марта прошлого года по март 2022-го увеличилась с 69,8 до 90,3 тысячи рублей (плюс 29 процентов). За это же время один из самых востребованных общестроительных цементов, отгружаемый навалом на условиях самовывоза, подорожал на девять процентов - с6 700 до 7 300 рублей за тонну. Разница в динамике еще раз показывает: мнение о существенном влиянии нашей продукции на цену жилья ошибочно. По оценкам аналитиков компании CM PRO, доля цемента в объеме работ по виду деятельности "Строительство" снизилась с четырех процентов в 2014 году до 2,5 процента в 2021-м.

    Получается, сдерживая рост цен, цементники, по сути, субсидируют строителей. Проанализировав данные десяти крупных компаний, возводящих жилье и участвующих в реализации инфраструктурных проектов, мы увидели: у многих годовая прибыль превышает 239 миллиардов рублей. Для сравнения: всем цементным предприятиям России (повторю, не одному игроку рынка, а всем вместе) за два года не удается заработать и 80 миллиардов рублей.

    Отчасти виной тому - низкая загрузка мощностей: по итогам 2021-го она не превысила 57 процентов. Несмотря на поставленную на федеральном уровне задачу - к 2024-му сдавать 120 миллионов квадратных метров жилья ежегодно, а к 2025-му увеличить до 35 процентов долю ввода в эксплуатацию автодорог с цементобетонным покрытием, - мы не видим предпосылок для значительного роста спроса. В прошлом году потребление цемента на душу населения в РФ составило всего 0,42 тонны, тогда как в Казахстане оно достигло 0,62 тонны, в КНР - 1,63.

    "Сибцем", в структуре которого пять заводов, производит около девяти процентов цемента, выпускаемого в России. От Дальнего Востока до Архангельска поставляем общестроительные и специальные цементы, включая тампонажные, гидротехнические, низкощелочные (всего более двадцати марок). Однако основным рынком для компании остается Сибирь в ее прежних границах - с учетом Бурятии и Забайкальского края. За восемь месяцев 2022-го наши отгрузки в сибирские регионы выросли на 2,7 процента - с 3,087 до 3,169 миллиона тонн. И это несмотря на падающее потребление и жесткую конкуренцию. С января по август 2022 года холдинг произвел 3,6 миллиона тонн цемента - на два процента больше, чем за тот же период 2021-го. Но этот небольшой рост мы вряд ли удержим. По оптимистическим прогнозам, в этом году будет произведено и реализовано 5,07 миллиона тонн продукции против прошлогодних 5,192 миллиона. Избежать худшего сценария в условиях санкций удалось благодаря системной и слаженной работе руководства страны и региональных команд.

    Цементники, несмотря на накопленные проблемы, отдельных преференций для себя никогда не просили. Вот и сегодня нужны оперативные, но системные меры, которые позволят сохранить отрасль и обеспечить важнейшие стройки страны качественной продукцией.

    Прежде всего ключевая ставка рефинансирования Центробанка не должна быть выше двух процентов. С интенсивным кредитованием всех секторов экономики максимум под четыре процента годовых. Промышленным предприятиями нужно предоставить проектные кредиты не менее чем на десять лет с процентной ставкой либо субсидированием до уровня не более двух процентов. И без дополнительных ограничений, кроме целевого использования на проекты модернизации производства. Следует поддерживать темпы ипотечного кредитования под два-три процента годовых (на льготных условиях - под один процент), удвоив лимиты займов.

    Стратегически важно и активное строительство в России автодорог с цементобетонным покрытием. До сих пор практически нет достойной альтернативы железнодорожным перевозкам, но на их объемы влияют инфраструктурные ограничения. Однако вместо того, чтобы увеличивать темпы строительства автомагистралей по эффективным технологиям, в стране продолжают укладывать асфальт и снижать нагрузку на ось машин.

    С учетом высокой инерционности нашей отрасли наращивать объемы производства невозможно без тщательного и заблаговременного планирования. Предприятиям необходимо видеть обоснованные прогнозы потребления цемента на срок от трех до пяти лет. Для этого нужно обеспечить обмен информацией между строительными компаниями, отраслевыми объединениями, федеральными и региональными органами власти.

    И, конечно, необходимо вернуть государству контроль качества строительных материалов. Сейчас, когда такого надзора по сути нет, но действует мораторий на проверки частного бизнеса, растут объемы фальсифицированного цемента. По некоторым данным, в СФО они увеличились на 20-25 процентов по сравнению с аналогичным показателем 2021-го.

    Также считаю, что в России нужно возродить эффективную систему подготовки кадров, уделить особое внимание учреждениям среднего специального образования. Руководитель на производстве должен пройти все ступени и постоянно повышать квалификацию. Наши предприятия следуют именно такому принципу. Мы открыли свои учебные центры, привлекаем студентов вузов и техникумов на практику, лучших приглашаем на работу, помогаем им с жильем, обеспечиваем карьерный рост.

    Убежден: главное и на производстве, и в государстве - качество управления. От него зависит будущее конкретного завода, целой отрасли, огромной страны.

    Поделиться: