Нынче мало кто загадывает наперед, но все же крупные ветеринарные сети областной столицы еще в начале весны побеспокоились о наполнении своих складов. Руководитель одной из таких компаний Дарья Сухова рассказала, что анестезию закупила заранее, чему сейчас очень рада. Действительно, почти 70 процентов используемых в российской ветеринарии препаратов производятся за границей, еще 20 - включают иностранные субстанции. В Ассоциации ветеринарных фармацевтических производителей отмечают: зарубежные поставщики от российских хвостатых пациентов не отказывались, но дефицит все же возник - из-за увеличения сроков доставки (есть проблемы с таможенным оформлением, а также сбои внутренней логистики). Как следствие, на черном рынке цены взлетели от трех до 20 раз. Например, за не имеющий пока российских аналогов газовый наркоз, который используют, когда животному противопоказан внутривенный, вместо 6000 рублей просят более 20 тысяч.
Еще один руководитель ветклиники Анастасия Колпакчи тоже успела пополнить запасы. Но, поскольку дальше все равно придется закупать препараты по новым ценам, приходится скрепя сердце увеличивать и стоимость услуг.
- Мы никогда не выкупали большие партии и вот теперь, откровенно признаюсь, жалеем. Дозы импортного наркоза наперечет - бережем для самых сложных случаев, а более простые операции проводим с отечественным заменителем. Импортные вакцины вообще пропали с рынка. Российские в прайсе были всегда - они неплохие, но переносятся тяжелее, поэтому нужно заранее ставить антигистаминное. Капли от блох и клещей, таблетки от паразитов - местные. Но и они подорожали, - рассказывает представитель еще одной клиники Наталья Бондаренко.
Предпринимательница вспоминает, как в конце зимы - начале весны стало трудно по прежним ценам найти даже самое элементарное - бинты, вату, внутривенные катетеры и даже перчатки, губки, тряпки, средства дезинфекции. Но уже летом навстречу ветклиникам пошли маркетплейсы, предложившие на расходники адекватные ценники. С реактивами для биохимических анализаторов выручил Китай.
Ситуация со специальными кормами тоже тревожная: сначала производители и распространители отменили систему скидок для веткабинетов, а потом и вовсе стали завозить лишь небольшие партии.
- Если представитель вовремя среагировал, то добудет несколько пачек, за которыми уже выстроилась очередь. В данный момент витрина с лечебными кормами у нас пустая, да и обычного корма премиум-качества - всего семь пакетов, - разводит руками Бондаренко. - Гостиница у нас тоже простаивает - горожане ищут альтернативные варианты временного устройства подопечных. С зимы пришлось поднять стоимость услуг на 20 процентов. Пытаемся сдерживать рост, но долго так продолжаться не может, это ведь семейный бизнес.
Александр Скипин, директор Бердюжского ветцентра, что в трехстах километрах от областной столицы, согласен: цены на препараты и корма не просто растут - звереют. Хотя муниципалитет граничит с Казахстаном, пересекать границу в поисках лекарств и паштетов селяне не торопятся - условия диктует спрос, а он в деревнях не такой высокий, как в городе. Сложных операций здесь тоже обычно мало. Но, при том что первичный прием ветеринара в райцентре в шесть раз дешевле, чем в Тюмени, для многих бердюжан и это сейчас неподъемная сумма. Поток клиентов упал: в месяц ветцентр, единственный на огромный район, регистрирует меньше сотни обращений. Жители лечат питомцев самостоятельно, человеческими препаратами, не особо разбираясь с дозировкой.
- На днях привезли четырехмесячного щенка весом четыре килограмма, которому хозяйка дала целую таблетку противовоспалительного, рассчитанную на массу тела 60 килограммов, - ужасается специалист.
Куратор благотворительного фонда помощи животным "Горячая линия "Потеряшки" Екатерина Криволапова оценивает ситуацию с позиции зооволонтеров: благотворительные акции крупных меценатов стали более редкими и скромными, но не свернулись, ветклиники дают скидки, хотя им самим несладко, донаты тоже продолжают поступать - сейчас важны каждые сто рублей (это, например, треть стоимости качественных капель от блох). До слез обидно, что цена на сухое молоко для новорожденных котят просто сумасшедшая - более трех тысяч рублей за баночку, а ведь таких "клиентов" в фонде больше сотни.
- Сейчас главная задача организации - выполнить обязательства хотя бы по тем животным, которые уже приняты под опеку, поэтому намеренно приостанавливаем прием новых. Речь даже не о финансах, а о человеческом ресурсе: подкидышей меньше не становится, а рук катастрофически не хватает, - сетует куратор "Потеряшек".
Руководитель группы помощи животным "ЖиВи" Ирина Бутакова тоже призналась, что приходится ограничивать размах деятельности - реагировать лишь на тяжелые случаи.
- На днях срочно собрали собаке с переломанными лапами 50 тысяч рублей, хотя могли бы погасить долг за лечение нескольких животных в клинике. Еще одна проблема - найти корм для кошек с проблемами почек. Они же пожизненно на нем сидят, а тут - дыра, хоть сколько денег за него предложи! - объясняет Ирина.
Кстати, у нее есть идея по сохранению финансовой стабильности лечебниц: веткабинетов общей практики в Тюмени очень много, и зачастую они располагаются в соседних домах, а вот специализированных катастрофически не хватает, например, для животных с онкологическими или ортопедическими проблемами.
- А еще городу нужен реабилитационный центр и большой дневной стационар, куда бы хозяева приходили с направлениями-назначениями на капельницы, уколы, прочие процедуры, - считает Бутакова.