"Решение поспособствует обеспечению программы поддержки организации, а также сохранению рабочих мест диспетчеров, что позволит обеспечить регулярность и безопасность полетов гражданской авиации", - сказали "РГ" в пресс-службе ФАС.
В ведомстве отметили, что предлагаемая индексация подготовлена с учетом антикризисных мер и оптимизации расходов Госкорпорации по ОрВД, а также субсидирования. Решение позволит не допустить кассового разрыва между доходами и расходами предприятия, который был вызван снижением в 2020-2022 годах интенсивности полетов воздушных судов иностранных пользователей в воздушном пространстве РФ, заявили в ФАС.
По словам экспертов, такая мера своевременная, она необходима для сокращения издержек ФГУП "Госкорпорации по организации воздушного движения", а авиакомпании повышение ставок сбора смогут осилить.
Безусловно, любое повышение издержек - это всегда минус для экономики авиакомпаний, но в нынешней ситуации такое повышение ставок сборов за аэронавигационное обслуживание в полной мере обосновано, считает руководитель аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Во-первых, Госкорпорация по ОрВД сильно устала от тех издержек, которые она несет. Во-вторых, ставки были достаточно низкими, значительно ниже, чем в структуре издержек в целом по мировой авиатранспортной отрасли. Поэтому приведение ставок сборов в соответствие с рыночными реалиями назрело и драматического влияния на ситуацию в авиаотрасли не окажет. При этом позволит минимизировать масштаб господдержки, оказываемой ГК по ОрВД, которая из-за снижения объема международного трафика испытывает серьезные финансовые проблемы, говорит Пантелеев.
Кроме того, для российских авиакомпаний в целом гораздо важнее сохранение масштаба государственной поддержки, то есть субсидирование авиаперевозок. Именно этот фактор влияет на финансовую устойчивость авиаперевозчиков в большей степени, нежели изменение ставок сборов.
Провайдером аэронавигации в РФ является ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" (ГК по ОрВД). Со времен пандемии организация испытывает финансовые трудности из-за падения трафика полетов, ситуация усугубилась после введения в этом году антироссийских санкций. В прошлый раз ставки сбора за аэронавигационное обслуживание повышали в декабре 2021 года, правда, всего лишь на 5-10%.
Росавиация продлила ограничения на выполнение полетов в 11 российских аэропортов до 16 октября 2022 года. По прежнему временно ограничены полеты в аэропорты Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста.