06.10.2022 14:27
    Рубрика:

    Володин: В ближайшие пять лет необходимо обновить парк электротранспорта

    За прошедшие 30 лет количество трамваев и троллейбусов в стране уменьшилось почти в два раза, и также вдвое увеличился их возраст. На парламентских слушаниях "О состоянии городского общественного электротранспорта" депутаты обсудили с профильным министром Виталием Савельевым пути решения проблемы.
    В России осталось 7428 трамваев, средний возраст - 20 лет / Михаил Синицын
    В России осталось 7428 трамваев, средний возраст - 20 лет / Михаил Синицын

    В начале 90-х наша страна являлась мировым лидером по количеству городов с электротранспортом, но с тех пор в России становится все меньше троллейбусов и трамваев, отметил Савельев. С 1995 года в 20 городах было закрыто движение электротранспорта, а средний возраст троллейбуса и трамвая увеличился практически в два раза, продолжил он. Так, половине трамваев - более 25 лет.

    По его словам, это связано с недостатком средств. Еще одна причина - градостроительные решения, которые были приняты в ряде городов в конце 1990-х. Тогда трамваи считались помехой автомобильному движению, и были сняты наиболее эффективные линии в центральных частях городов, отметил министр.

    А ведь электротранспорт - это удобно жителям и выгодно городам. Его использование позволяет сократить расходы, ущерб от ДТП плюс экологический ущерб, сказал Савельев.

    Председатель Госдумы Вячеслав Володин уверен, что ставку в городах нужно делать именно на такой транспорт. "Газели, которые создают заторы на дорогах и выхлопными газами окормляют жителей. Это опять итог ситуации, когда у нас с вами количество трамваев и троллейбусов сократилось в два раза", - заявил спикер.

    Многие трамвайные и троллейбусные маршруты, по его словам, были закрыты из-за того, что "город не справился, а область стояла в стороне". "Если говорить о троллейбусах, их осталось 7910. При этом средний возраст у троллейбусов 14 лет. Если говорить о трамваях, их осталось 7428, средний возраст - 20 лет", - добавил он.

    Проблема понятна - но что делать? "Мы с вами можем внести изменение, в том числе и в законы, где регионы этот вопрос должны взять на себя", - сказал Володин.

    Однако себестоимость производства трамваев и троллейбусов велика - порядка 30-60 миллионов рублей в зависимости от конструкции состава, указал спикер. И не все регионы справятся сами - особенно дотационные. Председатель ГД предложил отразить в проекте федерального бюджета на следующий год и плановый период финансирование развития городского электротранспорта. Кроме того, следует нарастить лизинговые программы.

    Если в России будут при таком износе выпускать по 200 единиц техники, как сейчас, никогда проблему не решить, отметил Володин. А ведь с обновлением парка, по его оценке, необходимо разобраться в течение пяти лет.

    Министр Савельев по просьбе депутатов рассказал о планах правительства в этом направлении. По его словам, у промышленности есть возможности выпускать в год до 700 трамваев и до 1 тысячи троллейбусов. В таком случае отечественная промышленность сможет обеспечить обновление требуемого парка трамваев и троллейбусов на горизонте восьми лет.

    Савельев согласился, что надо искать варианты увеличения финансирования и "помогать регионам закупать электротранспорт, который является экологически чистым, дешевым транспортным средством". По оценке ведомства, обновление подвижного состава и инфраструктуры электротранспорта требует инвестиций в объеме порядка 1,1 трлн рублей. Для этого планируется привлекать внебюджетные источники, средства Фонда национального благосостояния.

    Были закрыты многие трамвайные и троллейбусные маршруты, потому что город не справился, а регион стоял в стороне

    Конечным результатом парламентских слушаний должна стать разработка соответствующей национальной программы, по которой нужную инфраструктуру должны создать за счет федерального бюджета, а закупить недостающий транспорт - за счет бюджетов всех уровней. Об этом заявил глава комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев.

    Еще одна актуальная тема, которую обсудили участники слушаний, связана с импортозамещением. "Электробусы у нас работают на батареях, которые производятся, в основном, в Китае", - отметил Вячеслав Володин. По его словам, это вопрос к производителю. "Потому что вы активно осваиваете рынок, всех убеждаете, а потом опять начинаем рассказывать, что кто-то виноват. Нужно нам заниматься созданием своего продукта, и тогда все будет хорошо", - заключил спикер.

    Поделиться: