После введения Литвой и Евросоюзом ограничений на транзит грузов автотранспортом и железнодорожными составами между Калининградской областью и другими регионами России безопасно снабжать регион необходимыми товарами можно лишь по морским линиям. Однако судов не хватает. Сегодня эксклаву нужно 22 парома и сухогруза. Пока регион с "большой" Россией связывают 13 судов. В результате ждать поставок того же металлопроката, столь необходимого для строительной отрасли, приходится до трех недель, а очередь на погрузку в порту Усть-Луга растянулась на два-три месяца. Двухсотметровый автомобильно-железнодорожный паром "Генерал Черняховский" позволит разгрузить морскую логистику эксклава.
Новое судно является, по сути, двойником "Маршала Рокоссовского", который успешно работает на калининградском направлении с февраля этого года. Современный паром экологически безопасный: его заправляют сжиженным природным газом или дизельным топливом с низким содержанием серы. Экипаж дополнительно очищает балластные воды при помощи специальной установки. Судно может перевозить железнодорожные составы с шириной колеи 1520 миллиметров, а также грузы объемом до 30 рефконтейнеров. Первую партию накатной техники на паром загрузили сразу после церемонии поднятия флага. После спуска на воду "Генерала Черняховского" мощности паромной линии Усть-Луга - Балтийск возросли до 3,4 миллиона тонн грузов в год.
Обновление паромного флота положительно оценил калининградский бизнес. Увеличение числа курсирующих судов, по мнению предпринимателей, вселяет надежду. В ближайшей перспективе они ожидают стабилизации поставок по морским линиям. "Дополнительные два-три рейса нового судна позволят разогнать образовавшуюся пробку в Усть-Луге и доставить в регион скопившиеся там полторы тысячи фур с грузами", - подчеркнул директор одной из логистических компаний Калининградской области Сергей Гоз.
Привет калининградцам передали родственники генерала Ивана Черняховского, в честь которого назвали новый паром, - внучка героя Анастасия Орлова и его правнучка Неонила Ведощенко: "Мы благодарны за память об Иване Даниловиче Черняховском, генерале армии, командующим третьим Белорусским фронтом. Наша семья гордится тем, что его имя присвоено парому, обеспечивающему жизненно важные для нашей страны грузоперевозки".
Чтобы более высокая стоимость доставки грузов паромами и сухогрузами не отразилась на конечной цене товаров для жителей эксклава, на субсидирование морских перевозок из федерального центра выделили более 1,3 миллиарда рублей. Глава региона Антон Алиханов сообщил, что средства направили Росморречфлоту, который уже распределяет их между грузоперевозчиками по заявочной системе. Принятое решение позволит перевозить товары морем между эксклавом и основной частью России по льготному тарифу. Это особенно важно в условиях растущего грузопотока. По примерным оценкам, к декабрю 2022 года в регион доставят порядка 750 тысяч тонн товаров, в другие субъекты страны из эксклава вывезут 150 тысяч тонн грузов. Речь идет об угле, цементе, строительном кирпиче и автомобилях.