07.10.2022 17:09
    Поделиться

    Минфин раскрыл свои подходы к управлению налоговыми льготами

    Минфин раскрыл логику предоставления налоговых льгот. Хотя прозрачность и повысилась, для бизнеса налоговая политика не станет более предсказуемой.

    Минфин впервые опубликовал свои расчеты по налоговым льготам. Стало известно сколько денег бизнес и граждане экономят и сэкономят за счет предоставления налоговых льгот. Суммы получились внушительные - более 30 трлн руб по 1114 льготам только в 2022 году. Минфин называет эти суммы налоговыми расходами. "Налоговые расходы - это общепринятое в мировой практике понятие, которое рассматривает налоговые льготы как меры государственной поддержки, направленные на достижение целей государственной политики. Налоговые стимулы справедливо сравнивать с альтернативными способами предоставления мер поддержки, субсидиями, регуляторными мерами и т.д.", - рассказали "РГ" в пресс-службе Минфина.

    Исходя из расчетов ведомства самые большие суммы налоговых расходов по льготам на НДС - около 30%. "НДС - это косвенный налог, который непосредственно влияет на цену. Большая часть льгот и пониженных ставок имеет социальный характер, как, к примеру, десятипроцентная ставка для продовольственных и медицинских товаров, а также освобождение ряда медицинских товаров и услуг. Такой подход к социально значимой реализации общепринятая мировая практика. Предоставление льгот по таким категориям товаров и услуг представляется обоснованным", - поясняет партнер отдела косвенного налогообложения компании "Технологии Доверия" (ТеДо) Владимир Константинов.

    Часть освобождений обусловлена объемом и механизмом налогообложения НДС, а не мерой поддержки отрасли. "Ряд освобождений по НДС, такие как освобождение медицинских услуг, банковских операций, являются не точечными мерами поддержки, а ключевыми вводными для определенного вида деятельности. Также НДС не облагается целый пласт транзакций, как те, что не считаются реализацией товаров, работ и услуг. В этом случае речь идет не о налоговых расходах или льготах, а о сутевых принципах налоговой системы", - пояснила ассоциированный партнер МЭФ LEGAL Анна Зеленская.

    В Минфине поясняют, что с 2019 года налоговые расходы оцениваются по единым критериям, утвержденным правительством. "Оценка эффективности налоговых расходов проводится ежегодно федеральными органами исполнительной власти и организациями, являющимися кураторами налоговых расходов. Для оценки эффективности проводится, например, анализ соответствия налоговых расходов целям госпрограмм РФ или элементам социально-экономической политики, востребованности мер поддержки у налогоплательщиков, вклада налоговых расходов в достижение целевых показателей. По результатам проведения оценки кураторами налоговых расходов формируются предложения о сохранении, уточнении или отмене льготы для налогоплательщиков", - рассказали в пресс-службе ведомства.

    В результате удалось, считают в Минфине, "сформировать прозрачную систему оценки эффективности, которая способствует более рациональному использованию инструментов налогового стимулирования, повышает качество программно-целевого бюджетирования".

    Экспертное сообщество приветствует такой подход законодателя. "То, что Минфин анализирует эффективность льгот и раскрывает свои расчеты, - это позитивный шаг. Однако предприниматели заинтересованы в устойчивости и гарантированном характере этих льгот, в не только в их размере - бизнес не до конца уверен в неизменности налоговых условий. Так, некоторые крупные льготы предоставлены с ограниченным несколькими годами сроком действия, что вносит непредсказуемость в финансовое планирование", - указала Зеленская.

    Вложения в крупные проекты окупаются долго, а непредсказуемые перемены налогового законодательства не дают бизнесу уверенности, что инвестиции вернутся к ним. "С точки зрения макроэкономики нынешний санкционный год имеет много общего с 2020-м пандемийным. Тогда, 2 года назад, различного рода меры поддержки бизнеса, включая предоставление налоговых льгот, составили не менее 5,5 трлн рублей только за счет средств федерального бюджета при том, что сам бюджет был запланирован в размере около 22 трлн рублей. За счет чего был сверстан бюджет? По окончанию короткого моратория снова начались налоговые проверки и побуждение налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств. По сути, льготы, предоставленные одним лицам, были обеспечены повышенными налоговыми платежами других лиц", - также указал налоговый юрист, член генерального совета "Деловой России" Александр Хаминский.

    Поделиться