06.10.2022 19:58
    Рубрика:

    Лечебная грязь, цирковой карнавал, спортивные активности. Что предлагают туристам ставропольские фестивали

    Санатории, минеральная вода и терренкуры - давно не только за этим на Ставрополье приезжают жители всей России и гости из-за границы. В крае очень активно развивается событийный туризм. Ежегодные красочные мероприятия привлекают уже сотни тысяч отдыхающих.
    Фестиваль "Железная грязь" за два дня посетили более 100 тысяч человек. / Роман Кияшко
    Фестиваль "Железная грязь" за два дня посетили более 100 тысяч человек. / Роман Кияшко

    В Ставрополе и городах Кавказских Минеральных Вод проходят фестивали вина, воздушных шаров, фейерверков, местных кухонь и многие другие. Туристы, побывавшие на них, мечтают вернуться сюда снова. В 2022 году удалось вернуть практически все мероприятия, которые проводили в крае до начала пандемии. Только теперь они стали еще масштабнее и необычнее. Губернатор региона Владимир Владимиров поставил задачу сделать наиболее востребованные и яркие мероприятия традиционными. Ее выполнению поможет и государственная программа Ставропольского края "Туристско-рекреационный комплекс".

    - Подготовлена концепция, которая предусматривает проведение самых популярных туристических мероприятий в рамках единого календарного плана. Так они не будут дублироваться, а жители и гости Ставрополья смогут максимально в них поучаствовать, - отметил министр туризма и оздоровительных курортов региона Александр Сысоев.

    Пожалуй, самый незаурядный из отгремевших в этом году фестивалей - "Железная грязь", который в конце июля провели в Железноводске. За два дня его посетили более 100 тысяч человек. На курорте для гостей подготовили интерактивные зоны, конкурсы и прочие забавы - все мероприятия были бесплатными. Развлекательные площадки протянулись от пляжа озера "Тридцатка" (так жители города называют озеро неподалеку от санатория имени 30-летия Победы) до Феррум-площади, на плитке которой выложены знаки химических элементов, содержащихся в местной минеральной воде.

    Первый фестиваль провели в 2019 году. Нынешний готовили несколько иначе - использовали современные технологии и специальные надувные батуты-бассейны, которые наполнили грязью. Также установили общий, волейбольный и футбольный бассейны. Лечебную грязь начали применять на Кавказских Минеральных Водах еще в 1886 году. Ее добывают в озере Тамбукан. Грязелечение наравне с минеральными водами и делает регион уникальным оздоровительным курортом.

    В 2022 году удалось вернуть практически все мероприятия, которые проводили на Ставрополье до начала пандемии

    Лидером же по количеству событий стал Кисловодск, где за сезон провели десятки различных фестивалей. К примеру, в августе впервые состоялся цирковой карнавал. По улицам города в сопровождении оркестра прошли титулованные артисты "Росгосцирка", на представление приехали больше 15 тысяч гостей.

    Сегодня Кисловодск - это не только город-санаторий, куда приезжают в основном пожилые отдыхающие. Турист за последние годы "помолодел", средний возраст составляет 42 года. Конечно, молодые люди едут на КМВ не только за оздоровлением, но еще и за впечатлениями. Только этим летом бронирование квартир в городе выросло на 30 процентов. Каждый третий гость снимает жилье в частном секторе.

    Еще один необычный ежегодный фестиваль на Ставрополье - "Наследие степей и гор". Он посвящен скифской цивилизации, которая процветала в окрестностях столицы региона в VII веке до нашей эры. Проходит он в Ставрополе в начале сентября на территории Татарского городища. Это крупнейший археологический памятник Предкавказья площадью больше 200 гектаров, о котором известно незаслуженно мало. Здесь сохранились элементы фортификационных сооружений, цитадель, могильники, древние дороги, которые строили представители разных культур, населявших эти места в древности. Археологи нашли в Татарском городище следы кобанцев, скифов, греков, сарматов, гуннов, хазар, аланов, половцев.

    - В этом году гости фестиваля могли попробовать себя в плетении циновок, обработке металла, чеканке "скифских" изделий, метании стрел и сулиц (боевых дротиков длиной 15-20 сантиметров). Участникам предложили надеть на себя боевые доспехи скифа или скифской царицы и сфотографироваться с гостями из далекого прошлого. Второй фестиваль "Наследие степей и гор" посетили больше 20 тысяч человек, планируем проводить его ежегодно, - рассказала организатор мероприятия Марина Капкина.

    Фестиваль максимально насытили активностями для всех возрастов - катанием на лошадях, мастер-классами, выступлениями фолк-групп с аутентичными инструментами. Каждые два часа все желающие отправлялись на бесплатную экскурсию по городищу, а опытные гиды рассказывали о культуре населявших эту местность народов и демонстрировали оригинальные предметы быта.

    Эксперты считают, что одним из двигателей событийного туризма могут стать спортивные мероприятия. Больше всего гостей привлекают любительские состязания, а самым доступным для масс остается бег. Как рассказал "РГ" организатор серии забегов Kavkaz.Run Михаил Шоров, для людей, которые занимаются спортом и ведут активный образ жизни, старты на любые дистанции - отличная возможность познакомиться с новым регионом или городом.

    Прогулки по туристским маршрутам Кавминвод дарят незабываемые эмоции. Фото: Роман Кияшко

    На Ставрополье каждый год проводят марафоны, полумарафоны, фестивали циклических видов спорта, где смешиваются бег и плавание, и многие другие соревнования. Чаще всего такие события организуют в городах Кавказских Минеральных Вод, где спортсмены любят тренироваться из-за чистейшего воздуха и хорошей погоды.

    - Мы делаем максимально адаптивную программу, как правило, на два выходных дня, - отметил Михаил Шоров. - Человек может спокойно прилететь в пятницу вечером или в субботу утром, посмотреть основные достопримечательности города, где проводится забег, попробовать местную кухню. Сами спортивные мероприятия тоже проводятся с учетом региональных особенностей, например, у нас есть интересные кавказские "фишки". Пробегая, скажем, полумарафон, участник получает на финише шашлык, кроме того, работает фотозона, где можно сфотографироваться в настоящей папахе. В общем, местный колорит представлен, и это очень важно.

    На такие старты приезжают с семьями, друзьями, соратниками по спорту, группами поддержки. А рост турпотока - всегда плюс для экономики региона. При этом даже далекие от спорта гости могут поучаствовать в специальных забегах на короткие дистанции, чтобы почувствовать себя причастными к мероприятию. Для детей организуют отдельные старты по возрастным группам.

    Кроме того, есть специальные развлекательные забеги, например, в рамках октябрьского Кисловодского марафона запланирован карнавальный забег. На него обычно приезжают сотни гостей со всей России, они везут специальные костюмы, чтобы просто побегать для души, сделать красивые фотографии, зарядиться положительными эмоциями и забыть о проблемах.

    - В начале бегового сезона, весной, мы анализируем предыдущие годы. За пять лет работы Kavkaz.Run в наших мероприятиях участвовали больше 35 тысяч человек со всей страны. Да, на фоне общего туристического трафика в Кавминводы это не так много. Но важно то, что приезжают активные люди, которые выбирают ставропольские забеги вместо зарубежных, - добавил Михаил Шоров. - Они видят достопримечательности курортного региона и узнают об уникальных возможностях наших городов, местных минеральных водах и терренкурах.

    Комментарий

    Геннадий Шаталов, руководитель комитета по событийному туризму Российского союза туриндустрии, председатель попечительского совета национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards:

    - Событийный туризм стал драйвером продвижения наших территорий и эффективным способом увеличения турпотока в конкретные населенные пункты. Тренды, конечно, со временем меняются. Сейчас становится все больше мероприятий этнографического характера, на которых можно узнать о культуре, традициях, обрядах и кухнях народов страны. Увеличивается количество гастрономических фестивалей, формируются специальные спортивные программы для атлетов-любителей и болельщиков.

    Тематика и форматы разные, и с каждым годом они становятся все более разнообразными. Так и должно быть, чтобы привлекать людей разных социальных и возрастных групп. Но все же наиболее эффективно работают события, раскрывающие этнокультурные, природные и географические особенности территорий. Конечно, под них должны подстраиваться и туроператоры. Им нужно теснее взаимодействовать с организаторами, чтобы обеспечить качественными услугами туристов. Это также позволит создать интересную и качественную экскурсионную программу.

    Поделиться: