Оказалось, что сначала льдины - возможные кандидаты для размещения дрейфующей станции - отбираются путем изучения регулярных снимков со спутников. Отбор начинается за несколько месяцев до предполагаемого дрейфа.
Но сначала определяется нужный для станции район. Он должен быть наиболее благоприятный по ледовой обстановке. Но не только. Сразу просчитывается предполагаемый маршрут льдины. Цель - попасть в Трансарктический дрейф, который начинается у морей Сибирского шельфа, проходит через полюсной район Северного Ледовитого океана и заканчивается в проливе Фрама.
С учетом многочисленных данных наблюдений, был выбран оптимальный район для начала дрейфа по "трансарктическому сценарию". Он расположен севернее Новосибирских островов, куда в конечном итоге и направилась ледостойкая самодвижущая платформа "Северный полюс", на борту которой находилась экспедиция "СП-41". Напомним, судно вмерзло в льдину, после чего начато разворачивание ледового лагеря.
На втором этапе производится осмотр льдин уже на месте, с помощью ледовой разведки с вертолета. Перед вылетом намечается маршрут, с предполагаемыми координатами нескольких искомых ледяных полей.
"Сложность в том, что в высоких широтах при отсутствии интернета, не всегда есть возможность получать свежие снимки со спутника. Это затрудняет поиск конкретных льдин, намеченных к осмотру еще на берегу. Лед же постоянно двигается. За сутки дрейф может составлять и десять километров, и более", - отметила Анна Тимофеева. В этом случае местоположение рассчитываются по последним известным координатам с учетом прошедших за этот срок метеоусловий. Наиболее важным элементом является ветер.
Далее производят высадки на льдину специалистов для получения данных, необходимых для принятия решения о выборе места под станцию.
Прежде, чем определиться с выбором места для "СП-41", было изучено более двадцати льдин. В вертолет садилась бригада специалистов, в том числе ледовый разведчик, который определяет место под посадку на льдину и координирует весь процесс.
Льдину осматривают сверху, вертолет садится, исследователи бурят лед, определяют его толщину в нескольких местах. Далее вертолет их вновь подбирает. И на этой же льдине разведчик выбирает следующее место посадки, на котором также делают замеры. Высадок на каждую льдину-кандидата было по две-три.
Далее на основе полученных данных выбирают льдины для более детального осмотра, для этого к ним направлялось научно-исследовательское судно "Академик Трешников". С его борта также высаживалась группа специалистов для выполнения необходимых измерений. В том числе и отдельная группа отправлялась на снегоходе, примерно через каждые 100 метров делая замеры. И только после изучения всех полученных на месте данных сделали окончательный выбор.
В нашем случае - выбор пал на льдину, которая уже вошла в историю как место нахождения станции "Северный полюс-41".
У выбранной льдины много преимуществ.
Во-первых, у нее больше толщина на различных участках, чем у конкурентов. В среднем толщина определялась метр и более.
Во-вторых, присутствуют переторошенные участки. Торосы являются "ребрами жесткости" для льдины, уменьшая вероятность быстрого раскола.
В-третьих, на ней найдены ровные участки с толщиной льда также более метра. На ровных участках удобно размещать инфраструктуру станции, намечать площадки для доставки грузов, организации точек наблюдения.
В-четвертых, для определения годности льдины также просматривается структура. Есть ли и где именно промоины, сквозные снежницы (снежницы - это проталины, которые образуются в летний период, но могут протаивать насквозь). Льдина, даже если она достаточной толщины, не должна напоминать собой решето.
Льдина для "СП-41" имеет размер 6,5x7,5 километра. Лед однолетний, то есть переживший летнее таяние. Поскольку скоро начнутся жестокие морозы - можно ожидать, что толщина ее только увеличится.
Сколько времени займет полный дрейф - до тех пор, пока на льдине не начнутся критические разрушения, сказать не может никто.
Если вспомнить историю экспедиций, то ряд станций отработали менее года. Зато станция "СП-22" отработала восемь с половиной лет на одной льдине (ледяном острове, отколовшемся от шельфового ледника), побив все рекорды (1973-1982 годы).
В любом случае, "Северному полюсу" дрейфовать предстоит долго. Даже если льдина подтает или пойдет значительными трещинами, судну самостоятельно не выбраться из области тяжелых льдов. Для "Северный полюса" дрейф закончится только в зоне выноса дрейфующих льдов, когда появится возможность выйти из плена льда. Платформа "Северный полюс" - не ледокол.
Все материалы сюжета "Первая экспедиция ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.