Евросоюз не может решить, как ему справиться с ценами на газ

В течение последнего месяца члены Евросоюза безуспешно пытаются решить одну из главных своих энергетических проблем - что делать с высокими ценами на газ. Заполняемость европейских газохранилищ уже достигла 90 процентов. Но выяснилось, что высокие цены на газ не менее разрушительны для экономики, чем его отсутствие. В прошедшую пятницу в Праге лидеры стран ЕС также не смогли определить оптимальный способ борьбы с газовой инфляцией. Выбирать приходится из не самых привлекательных вариантов, и при этом ни один из них не гарантирует ожидаемого результата.

Незадолго до пражского саммита министры энергетики 15 стран ЕС обратились к Еврокомиссии с просьбой подготовить конкретные предложения о введении ценового потолка на весь импортируемый на европейский рынок газ. "Ограничение цены должно применяться ко всем оптовым сделкам с природным газом, а не ограничиваться импортом из конкретных юрисдикций. Это ограничение может быть разработано таким образом, чтобы обеспечить надежность поставок и свободный переток газа внутри Европы", - указывали они в совместном письме к еврокомиссару по энергетике Кадри Симсон.

Под упомянутыми в тексте "конкретными юрисдикциями" вполне очевидно подразумевается Россия. В начале сентября глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предлагала ограничить цену только на российский газ, но этот вариант практически сразу был отвергнут большинством стран. Еврокомиссия и сама признает, что такая мера будет иметь только политическое значение и не повлияет на уровень цен. Более того, в случае ее применения возникает риск полного прекращения поставок из России, что может привести к противоположному эффекту - предложение и без того дефицитного энергоносителя снизится, а цены в результате вырастут еще больше.

Впрочем, перспективы введения ценового потолка на весь газовый импорт выглядят для Евросоюза не лучше. Потребительские цены такой потолок действительно снизит, но газ после этого может очень быстро закончиться. Значительная часть СПГ, на который сейчас все больше полагаются в ЕС, продается по краткосрочным контрактам. Если Европа откажется покупать газ по рыночной цене, то поставщики, не желая терять прибыль, просто перенаправят свои танкеры в Азию, где за их товар дадут больше. Кроме того, пострадать может и внутренний европейский газовый рынок. При одинаковой цене на энергоноситель по всему Евросоюзу торговля лишится стимула, и в случае возникновения повышенного спроса на газ в одной или нескольких странах, удовлетворять его придется нерыночными механизмами.

Собственно, на эти риски и указывали министры энергетики в своем письме к Симсон, говоря о необходимости "обеспечить надежность поставок и свободный переток газа внутри Европы". Но как это сделать, никто, похоже, толком не знает. В Брюсселе пока есть только более или менее ясное представление о негативных последствиях ограничения цен, но не о том, как этих последствий можно гарантировано избежать.

Непосредственно к саммиту в Праге Италия, Польша, Греция и Бельгия выдвинули еще одно предложение - вместо жесткого потолка ввести "динамический коридор", в рамках которого предельная цена газа будет варьироваться в зависимости от ситуации на европейском и мировом рынке. Верхняя граница этого коридора должна быть достаточно высокой, чтобы привлечь поставщиков, а кроме того еще и прозрачной - в случае крайней необходимости сделки можно будет заключать выше ее пределов. Насколько, правда, такая гибкость позволит снизить цены, пока тоже неясно. Подобную идею уже высказывал министр финансов Германии Кристиан Линднер. Но он с помощью такого высокого потолка предлагал в первую очередь бороться со "странными ценовыми завышениями" и срезать "абсурдные ценовые пики", выходящие за рамки среднерыночных показателей.

Для долгосрочного снижения потребительских цен в ЕС Германия предлагает иной рецепт - создать что-то вроде международного альянса, который совместными усилиями будет сдерживать цены. В этот альянс, который в Берлине уже называют "G7 plus", должны войти как политически близкие Евросоюзу страны-покупатели СПГ, в первую очередь Япония и Южная Корея, так и не менее близкие страны-поставщики - США, Канада, Норвегия. Со странами-покупателями предполагается достичь договоренности о том, чтобы не перехватывать друг у друга поставки. С поставщиками - о приемлемой цене на газ.

Возможность создания такого альянса, по словам канцлера ФРГ Олафа Шольца, обсуждалась в Праге, а присутствовавший там премьер-министр Норвегии, как представитель страны-поставщика, выразил в этой связи "открытость к диалогу". На пресс-конференции по итогам пражского саммита Шольц указывал на то, что азиатские страны-покупатели тоже сталкиваются с проблемой высоких цен, и поэтому с ними можно и нужно договариваться - так же, как и с поставщиками. "Почему мы должны замыкаться только на себе?" - риторически задавался вопросом канцлер. При этом, правда, он не смог ясно объяснить, зачем, например, Японии и Южной Корее, получающим, в отличие от европейских стран, свой СПГ по долгосрочным контрактам и низким ценам, вступать в ценовой альянс с Евросоюзом.

Германия выступает против жесткого ценового потолка и таким образом пытается найти ему какую-то приемлемую для всех в ЕС альтернативу. На севере страны готовятся к запуску сразу несколько регазификационных терминалов, значение которых для немецкой экономики после подрыва "Северных потоков" резко возросло. Поэтому рисковать поставками СПГ Берлин совсем не желает, справедливо опасаясь, что вместо немецких Брунсбюттеля и Вильгельмсхафена танкеры с газом отправятся в Азию.

К тому, чтобы бороться с ценами путем международных переговоров, склоняется и Еврокомиссия. Но никаких гарантий, что партнеры, проявив солидарность, помогут снизить цены, естественно, нет, тем более в условиях кризиса. Сейчас даже сами страны ЕС не слишком желают проявлять такую "газовую солидарность" в отношении друг друга.

Попытки той же Германии заключить с соседями соглашения о взаимопомощи на случай возникновения острого дефицита энергоносителя до сих пор не принесли каких-то ощутимых успехов - договориться ей удалось только с Австрией и Данией. Но у переговорного метода, в отличие от ценового потолка, есть по меньшей мере одно неоспоримое преимущество - хуже от него точно не будет.