Прикоснуться к славянской культуре в буквальном смысле слова предлагают в музее русского быта "По сусекам", открытом в центре Москвы. Экспонаты здесь можно и нужно трогать, а еще тут пьют чай из самовара, рубят капусту, устраивают выставки и концерты. Небольшой музей, открывшийся в январе этого года, "поселился" на Берсеневской набережной напротив Храма Христа Спасителя и под боком у Патриаршего моста. Но пробегая мимо, сразу его и не приметишь. Находится он в здании старинного Храма Николая Чудотворца на Берсеневке.
Попадая сюда, начинаешь верить в машину времени - во внутреннем дворике, сохранившем уют старой Москвы, непривычно тихо. Будто оказался не в центре мегаполиса, а в далекой глуши. Чтобы попасть в музей, нужно спуститься вниз, в подклетье храма, и преодолеть низкий дверной проем, согнувшись в три погибели, словно поклонившись хозяевам, как было принято в Древней Руси. Место символичное и аутентичное: своды, каменные полы и стены, под стать им двери, будто сошедшие со страниц учебников истории. Внутри всего два зала: в одном, поменьше и аккурат под алтарем, проходят временные выставки, а в большом размещена основная экспозиция.
Пахнет деревом и сеном, как в деревне. Сразу вспоминается детство, каникулы у бабушки, ее старая изба, пироги с лесными ягодами, яблоками, щавелем… Вкусные, воздушные, из настоящей русской печи. С духовкой не сравнишь! Печи в музее нет, но о деревне напоминают кухонная утварь, посуда, инструменты, которыми исправно пользовались наши предки. Всего порядка 250 экспонатов, которые 15 лет собирала Елена Тюняева - основатель и директор музея. Человек в московской культурной среде известный - руководила "Музеоном" и парком Горького. Говорит, сама ездит по российским городам и селам, наведывается к коллекционерам, "караулит" интересные предметы в соцсетях.
Крынка для молока, например, Елене досталась от прабабушки.В какой-то момент она поняла: пора выводить коллекцию в свет, чтобы ее могли видеть другие люди, а не только семья и друзья. Так и появился музей русского быта.
"Но я сделала все по-своему, уйдя от академичного подхода в сторону интерактива, - поделилась Елена с "РГ". - Я хорошо помню, как ходила по музеям со своими детьми. Им часто было скучно, они говорили, что больше не хотят туда идти". Отсюда родилась концепция "трогательного музея". Тут и про душевность, и про тактильность.
По словам Тюняевой, каждая вещь хранит тепло чьих-то рук, душевные разговоры, важные события разных времен, но в традиционных музеях соприкоснуться с историей в прямом смысле этого слова весьма проблематично: трогать экспонаты не разрешают, многие из них закрыты стеклами. А тут, наоборот, можно все: брать в руки, крутить, вертеть… Путешествие к русским корням начинается с мини-экскурсии, продолжается небольшим мастер-классом - например, предлагают порубить капусту в корыте сечкой или помолоть зерно в жерновах. Заканчивается все посиделками с чаем из самовара и баранками. Вся музейная коллекция датирована концом XIX-серединой XX веков. В основном экспонаты из дерева и бересты. Но для создателей возраст экспонатов вторичен. Главное, говорят они, показать гостям форму, функционал и дать возможность потрогать.
"Мы стремимся заинтересовать наших посетителей, - объясняет Елена Тюняева. - Я буду только рада, если у кого-то отсюда начнется интерес к нашим традициям и народным ремеслам". "Цифровые" дети слабо представляют, как и чем жили их прабабушки и прадедушки. Есть, конечно, вполне узнаваемые слесарные инструменты, валенки, балалайка, посуда, всевозможные кухонные котелки и лопатки. По соседству - ткацкий станок, на котором, между прочим, можно попробовать соткать половик - он дается новичкам проще, поскольку делается из толстых ниток.
Многие экспонаты, понятное дело, современной публике уже ни о чем не говорят. Вот держу в руках плетенный из бересты предмет, похожий то ли на лапти, то ли на старинный портсигар. На самом деле это походная солонка, которая была верным спутником и на войне, и на жатве. А вот огромные щипцы в половину человеческого роста, напоминающие гигантские пассатижи. Оказывается, ими брали раскаленные камни, чтобы потом бросить в чан с водой - так вода быстрее закипала. Еще один пример - вместительный берестяной туес, который музейные сотрудники называют древним бактерицидным термосом. Говорят, он неплохо держал жидкость и температуру. А вот деревянный предмет, похожий одновременно на скалку и стиральную доску. Зовется рубелем. Представьте: глухая деревня, речка, женщины моют вещи (раньше именно мыли, а не стирали), а потом несут их домой, где для полного очищения катают белье рубелем. Отсюда и возникло известное выражение "не мытьем, так катаньем". Здесь же можно примерить аналог современного рюкзака - пестерь из бересты с лямками, который часто использовался для переноски ягод и грибов. В нем они не мялись.
Идем дальше. Знакомимся с удивительной соломенной куклой-стригушкой, которая развлекала детишек, пока родители работали в полях. Говорят, если она по уму сделана, то будет лихо пританцовывать. Да? Проверим! Берем игрушку, ставим на стол и начинаем в такт стучать кулаками - смотрите-ка, и впрямь пляшет! А если взять несколько кукол и составить целый ансамбль, и хоровод устроят. Дети будут в восторге! На глаза попадается другая, тряпичная кукла. Но, оказывается, это не игрушка, а рецепт каши для пятилетней девочки. В деревенских домах раньше была коллекция разных котелков. Поскольку они быстро впитывали запахи, для щей использовался один, для рыбы - другой, и так далее. Азы домашнего хозяйства девочки начинали постигать с раннего детства. С пяти лет, как правило, они уже оставались одни. Для юных хозяюшек и оставляли маленьких кукол, отвечавших за рецептуру того или иного блюда. Кукла прислонялась к котелку и помогала соблюдать пропорции: нужно было насыпать по пояс крупу, залить по плечи воду, а когда она поднималась выше головы, значит пора доставать кашу.
О музее, по словам Елены Тюняевой, москвичи узнают в основном через сарафанное радио. "Кто-то сначала приходит один, а потом приводит друзей, - говорит собеседник "РГ". - Чаще всего у нас бывают школьники, семьи с детьми и горожане 50+". Молодежь музейщики планируют привлекать с помощью выставок от молодых дизайнеров и художников.
- У меня скопилось большое собрание литературы по этнографии и славянской культуре, поэтому хотелось бы в перспективе сделать в музее библиотеку, куда любой может прийти и полистать книжку, почувствовать нашу атмосферу, - отмечает Тюняева. - А еще открыть бы мастерские, где гости, скажем, смогут заниматься вышивкой или резьбой по дереву.
Кстати
Музей русского быта работает в подклетье Храма Николая Чудотворца на Берсеневке (Берсеневская наб., 18-20-22, стр. 2). Ближайшая станция метро - "Кропоткинская". Музей открыт с четверга по воскресенье с 12.00 до 20.00, а во вторник и среду - по предварительной записи (группы 5-15 человек). Понедельник - выходной, как и в других музеях. Взрослый билет стоит 300 рублей, детский - 200 рублей, а семейный (2 взрослых + 2 ребёнка) - 850 рублей.