10.10.2022 20:20
    Поделиться

    Как изменилась ситуация на рынке труда этой осенью

    Российский рынок труда столкнулся с серьезным вызовом. Работодатели должны быстро заместить сотрудников, призванных по частичной мобилизации либо уехавших за границу. Кто может занять их места и для каких отраслей эта задача будет наиболее сложной, рассказал "Российской газете" профессор кафедры управления персоналом и психологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.
    Больше женщин будет работать в здравоохранении на специальностях, которые считаются мужскими.
    Больше женщин будет работать в здравоохранении на специальностях, которые считаются мужскими. / Сергей Коньков / ТАСС

    У нас сейчас низкий уровень безработицы. И при этом 300 тысяч трудоспособных мужчин подлежат призыву по частичной мобилизации. Как это повлияет на уровень безработицы? Станет ли он еще ниже?

    Александр Сафонов: На рынке труда сейчас действует ряд факторов естественного плана, который влияет на стабилизацию уровня безработицы: сокращение численности рабочей силы по демографическим причинам, по причине высокой смертности в пандемийный период.

    У нас есть и потенциальная безработица, которая пока не вылилась в открытые увольнения. Но она видна по количеству отработанного сотрудниками времени, количеству людей в простое, об этом свидетельствуют данные Росстата.

    Эти два фактора обеспечивают нам пока стабильность рынка труда. В то же время количество вакансий сократилось на 20%. Это видно по мониторингу ФГБУ ВНИИ труда Минтруда России.

    Нельзя сказать, что у нас сейчас простой рынок труда. Низкий уровень безработицы не решает всех проблем, развивается дисбаланс. Он проявляется в том, что большое количество молодых людей покинуло страну в рамках релокации. Их общая численность может составлять до 500 тысяч человек. Плюс 300 тысяч человек выбывают с рынка труда с учетом частичной мобилизации - и это наиболее активная часть населения.

    Какие отрасли столкнутся с недостатком кадров из-за призыва?

    Александр Сафонов: В первую очередь это затронет инфраструктурные отрасли, обрабатывающую промышленность. Дефицит кадров в них будет наблюдаться не только в этом году, но и в следующем. Нехватка коснется рабочих специальностей: установщиков, наладчиков оборудования, сварщиков, технологов. Прежде всего, это ощутят регионы, где уровень зарплат наименее конкурентоспособен.

    Можно ли кем-то заменить тех людей, которые выбыли с рынка труда?

    Александр Сафонов: Это будет сложно сделать. Приток иностранной рабочей силы у нас всегда был связан со строительным сектором и сферой жилищно-коммунального хозяйства. Там тоже нужны квалифицированные работники, но работа в этих сферах больше связана с ручным трудом. Также за счет иностранных сотрудников замещались вакантные должности на сборочных предприятиях и в логистических центрах ретейлеров. Потребности будут увеличиваться именно в части высококвалифицированного персонала. Причем значение имеет не только образование. Хороший сварщик или станочник это специалист, имеющий не менее пяти лет опыта.

    Простое гендерное замещение на рынке труда сегодня представить себе сложно. Пока у нас не мобилизационная экономика, по крайней мере. Выбытие сотрудников-мужчин восполнить женщинами в ряде отраслей невозможно. Потому что по большей части мужчины выбывают с работ, где требуется физическая сила. Сложно заменить мужчину-станочника женщиной.

    Если говорить о том, в каких сферах замещение возможно, то мы сможем наблюдать приток женщин в сферу здравоохранения. В те специализации, в которых раньше традиционно лидировали мужчины: хирургию, нейрохирургию, травматологию. Больше женщин будет привлекаться к аналитической работе, работе в сфере финансов.

    Из тех категорий, которые станут интересны работодателям - претенденты на рабочее место пенсионного возраста. Сейчас они часто сталкиваются с возрастной дискриминацией со стороны работодателя, но при дефиците кадров именно они станут наиболее востребованы при трудоустройстве на рабочие специальности и в сфере услуг.

    Дефицит кадров затронет инфраструктурные отрасли, обрабатывающую промышленность

    Если оценивать потери от отъезда людей за пределы страны, действительно ли все эти люди выбыли с российского рынка труда?

    Александр Сафонов: Существенная часть людей, которые приняли решение об отъезде, понимали, что возможность заработать за рубежом у них будет связана только с выполнением дистанционных задач, которые связаны с российской экономикой. Не имеющие такой возможности люди будут вынуждены искать работу на локальных рынках труда. И их там никто не ждет.

    Можно ли в ближайшее время рассчитывать на возвращение этих людей? И нужны ли они нам?

    Александр Сафонов: После исчерпания накоплений, думаю, да, можно ждать их возвращения. У нас есть где-то до полугода. За это время проходит языковая, культурная адаптация, многие примут за это время решение двигаться дальше. И вопрос в том, куда.

    Потерять такой большой объем людей в экономически активном возрасте - это большой удар для страны. По мере восстановления российской экономики, уже буквально в следующем году, это может стать серьезным ограничением для экономического роста. Поэтому уже сейчас министерству труда, министерству экономики нужно думать, как вернуть этих людей. Работать точечно с теми специалистами, которые нам важны для работы на инфраструктурных предприятиях, обеспечивающих национальную безопасность. В том числе на тех предприятиях, которые обеспечивают стратегическое развитие страны.

    Поделиться