10.10.2022 00:00
    Поделиться

    Новинки в винтажном стиле и рэп по Достоевскому. Что показал фестиваль "Другие берега"

    Всероссийский фестиваль новых музыкальных проектов под названием "Другие берега" состоялся в Сибири в четвертый раз. Его инициатор и руководитель - директор и худрук Новосибирского музыкального театра Леонид Кипнис собрал для фестиваля креативную команду - в буквальном смысле команду быстрого реагирования, которая посредством умного мониторинга не пропускает ни один относящийся к теме фестиваля музыкальный проект, возникающий на просторах страны.
    фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Другие берега"

    С самого своего основания "Другие берега" стремились не только к серьезному географическому охвату, но строго фокусировались на ярких премьерах текущего или прошлого сезонов, а также на включении в афишу спектаклей, которые не укладываются в канонические рамки жанра. Этот пункт - принципиальный для худрука, который свой театр ведет достаточно академическим курсом, а фестиваль направляет к крутым "иным" берегам.

    В итоге на нынешнем фестивале на одной площадке встретились два полярных проекта из разных стран. Театр музыкальной комедии Узбекистана, чья история уходит глубоко корнями в СССР, привез свою новинку в винтажном советском стиле "Интервью с легендой" - спектакль-байопик о судьбе известного эстрадного певца Батыра Закирова, того самого, что сводил с ума поклонниц хитом "Девушки моей страны" (1967). Незамысловатый рассказ о жизни и творчестве ташкентского соловья и его брата (руководителя ВИА "Ялла" Фарруха Закирова), сконструированный из их песен, создал ностальгическое настроение в зале, особенно у зрителей преклонного возраста, вспоминающих "Голубые огоньки" 70-х. А всего лишь полгода назад созданный в Москве "Рэп-театр" отыграл на "Других берегах" четвертое с премьерного показа представление рэп-мюзикла "Преступление и наказание". Уже понятно, что спектакль стал лучшим музыкальным проектом года Достоевского, обойдя мировую премьеру "Кроткой" Алексея Курбатова в МАМТ. Он выигрывает своей цельностью, оригинальностью, и главное, верностью слогу русского писателя. Автором текстов выступил профессиональный рэпер Лев "Re-pac" Киселев (любители рэпа помнят его Прометея в хипхопере "Орфей и Эвридика"), который поставил перед собой задачу использовать исключительно лексику Достоевского. Битком набитый зал, включая юных посетителей по Пушкинской карте, чуть ли не скандировал емкие куплеты Родиона Раскольникова (Илья Додылин) с репризами - "Ро-ди-он - На-по-ле-он". Предоставленная московским рэперам просторная сцена Музкома (в Москве они выступали в крошечном блэкбоксе КЦ ЗИЛ) добавила спектаклю значительности, помогла обрести более внятную театральную форму. Впрочем, в "Преступлении и наказании" принимали участие не только рэперы, но и академическая певица - несколько знаковых синглов в рэп-спектакле исполняет Карина Мостовая в роли Пульхерии Александровны.

    Мюзикл "Великий Гэтсби" в новосибирском Театре музыкальной комедии. Фото: Виктор Дмитриев / фестиваль "Другие берега"

    Фестиваль должен был уместиться в девять дней, в афишу попали одиннадцать спектаклей, поэтому задействовали другие площадки, что для форума такого масштаба норма, и два вечере подряд публика должна была выбирать, куда идти. Отмеченный "Золотой маской-2022" мюзикл из Тюмени "Семейка Аддамс" Эндрю Липпы показывали на сцене театра "Глобус". Желающих попасть на этот спектакль ассистентки Алексея Франдетти, ныне самостоятельного режиссера с авторским почерком Дарьи Борисовой, от начала до конца спетый и станцованный драматическими артистами, оказалось так много, что города уже договариваются о новых гастролях Тюменского драмтеатра в Новосибирск.

    Примечательным моментом "Семейки" является то, что роль отца главного героя мюзикла - Мэла Байнеке - исполняет сам директор театра, колоритный Сергей Осинцев. Может, именно из-за его личной включенности в процесс тюменский спектакль обрел воистину бродвейских размах. Во всяком случае вокал многих участников, например, Дарьи Терешиной в роли младшей Аддамс, нисколько не уступает вокалу профессиональных певцов. В этот же день на сцене НТМ Иркутский музыкальный театр показывал свою премьеру 2021 года - комедийный мюзикл Владимира Баскина "Ищите женщину". Концерт-откровение Лики Руллы "Монологи о любви" прошел в камерном зале филармонии. А опера Ольги Шайдуллиной для драматических артистов пермского "Театра-Театра" "Антигона" в постановке Романа Феодори, повышающая с каждым днем градус актуальности, на сцене НМТ.

    Сам новосибирский Музком представлял новейшую работу - мюзикл "Великий Гэтсби" Владимира Баскина в постановке Натальи Индейкиной с роскошными декорациями и костюмами Елены Вершининой и хореографией Татьяны Безменовой.

    Кроме показов спектаклей на фестивале прошли встречи с их создателями. В этом году на открытую лекцию позвали автора мюзикла "Бал воров" (сам спектакль привезла на форум петербургская Музкомедия) Александра Пантыкина. "Дедушка уральского рока" рассказывал зрителям, как начинал свою карьеру в Свердловске вместе с Ильей Кормильцевым и другими зубрами российской рок-музыки. Также задушевной получилась беседа с авторами "Доходного места" Алтайского музыкального театра - композитором Андреем Кротовым и автором либретто Нонной Кротовой.

    Справка "РГ"

    Первый фестиваль "Другие берега" состоялся в 2004 году, после большого перерыва в 2013 году - второй. В 2019 году третьи по счету "Другие берега" проводились совместно с фестивалем "Золотая маска" и в афише проекта были представлены спектакли-номинанты главной театральной Премии.

    Поделиться