11.10.2022 11:00
    Поделиться

    Алиса научилась узнавать членов семьи по голосам

    Голосовой помощник "Алиса", которому накануне исполнилось пять лет, получил новую функцию - он научился различать пользователей по голосу. Как утверждают в "Яндексе", это позволит членам семьи получать персонифицированные результаты поиска и музыкальный контент, который нравится именно им.

    Раньше Алиса старалась учесть вкусы всех членов семьи, смешивая их любимые треки - в итоге им не всегда удавалось слушать только то, что нравится. А если владелец устройства просил Алису запомнить свой голос, остальные уже не могли ставить лайки. Теперь любой член семьи с подпиской Яндекс Плюс может сказать "Алиса, мне нравится" - и она добавит трек именно в его плейлист. Каждый сможет слушать свою любимую музыку и персональный поток треков. Эти возможности доступны во всех умных колонках Яндекса.

    "Колонка с Алисой - это семейный девайс. С ней общаются мамы и папы, подростки и люди пожилого возраста. У каждого свои музыкальные пристрастия, поэтому так важно, чтобы Алиса узнавала по голосу всех членов семьи", - сообщил Сергей Мельник, руководитель Алисы и умных устройств Яндекса.

    Алиса может запомнить до пяти членов семьи, включая владельца устройства. Для этого ему нужно попросить близких скачать приложение "Дом с Алисой" и пригласить их управлять умным домом. После этого члены семьи смогут познакомиться с Алисой, чтобы она запомнила их голоса.

    Как это работает?

    Сказанные пользователем слова попадают к Алисе как звуковой сигнал, в котором гласные и согласные плавно перетекают друг в друга. Затем голосовой помощник делит слова на звуковые фрагменты. А затем уже фрагменты - на маленькие частички речи длиной в сотые доли секунды.

    Но распознать речь и превратить ее в текст недостаточно. Нужно понять, какого ответа ждет пользователь. Для этого существует классификатор намерений. Его задача - определить, что человек хотел сказать своей фразой

    Например, если пользователь спросил: "Будет ли завтра холодно", то голосовой помощник должен понять, что речь идет о погоде. Здесь для работы применяют обученные на больших данных представления слов, которые позволяют понять, в каком контексте эти слова обычно используются. Затем в дело вступает еще один элемент, который поймет, что завтра - это конкретное число, на которое нужен прогноз. А еще, что бы понять, где именно вас интересует погода - помощник возьмет данные из геолокации.

    А что же делать, если ни из ответов не подошел к полученному запросу? Тогда включается режим неформального общения. Именно он обычно кажется самым забавным. Здесь можно даже попытаться поругаться с помощником. У каждого голосового ассистента есть личность: пол, имя, черты характера и стиль речи.

    Часто для ответа на такие вопросы голосовые помощники используют нейросети, обученные на базе текстов из сми и кино. И зачастую - может научиться совсем не тому, чего хотели бы разработчики.

    Накануне стало известно, что в честь дня рождения Алиса научилась задавать вопросы. Чтобы активировать функцию, необходимо сказать "Алиса, с днем рождения". После этого в дело вновь вступают нейросети.

    По озвученным Just AI данным, в 2021 году число проданных умных устройств с голосовыми ассистентами должно было составить почти 3 млн штук. Общий объем рынка оценивался в 14 млрд руб., а наибольшая доля продаж ожидалась у гаджетов Яндекса (63%). При этом, по информации Яндекса, умные устройства компании, включая станцию с "Алисой", впервые стали прибыльными лишь во втором квартале 2022 года.

    Поделиться