Мы с удовлетворением отмечаем, что средства на реализацию всех социальных обязательств государства заложены в полном объеме, продолжается работа по тем проектам, которые представлены в Народной программе "Единой России".
Вместе с тем мы понимаем, что при формировании бюджета необходимо стремиться к тому, чтобы он был предельно реалистичным. Мы должны принять документ, который сможем исполнить, не обманывая ожидания людей.
В этот раз по целому ряду причин бюджет является дефицитным, и мы обязательно будем учитывать это.
Прежде всего дефицит связан с беспрецедентной экономической агрессией в отношении России со стороны иностранных государств и с разрушением многих производственно-логистических цепочек.
Однако спад производственной активности произошел в гораздо меньшем объеме, чем прогнозировалось нашими недоброжелателями. Уровень безработицы в середине года устойчиво зафиксировался на отметке 3,9% после 4,4% в начале года, что свидетельствует о сохранении спроса на трудовые ресурсы.
Что касается зарплат, то в первом полугодии они сократились на 1,3% в реальном выражении. Тем не менее внеплановая индексация пенсий и прожиточного минимума на 10%, введение новых регулярных пособий нуждающимся семьям с детьми в возрасте от 8 до 16 лет оказали значительную поддержку гражданам. По прогнозам правительства, в 2023 году на фоне улучшения деловой активности ожидается рост реальных зарплат на 2,6%. А после завершения структурных изменений в экономике, уже в 2024-2025 годах, показатели уровня жизни населения выйдут на траекторию устойчивого роста, и реальные зарплаты будут расти почти на 3% ежегодно.
Нельзя не упомянуть такую проблему, как сокращение инвестиций. В текущем и следующем годах прогнозируется их уменьшение на 2% и на 1% соответственно. Надеемся, что в дальнейшем инвестиционная активность продемонстрирует восстановительный рост вплоть до 4% ежегодно.
Наконец, в условиях сокращения импорта и перестройки производственно-логистических цепочек ожидается, что спрос будет больше предложения, а это в свою очередь создаст повышенное инфляционное давление в ближайшие полтора года: например, в 2023 году инфляция, по оценке правительства, ожидается на уровне 5,5%. Но уже в 2024 году при проведении ответственной денежно-кредитной и бюджетной политики темпы роста цен могут снизиться до 4% в год.
Прогнозируется, что доходы бюджета составят 26,1 трлн рублей в 2023 году (это на 1,5 трлн рублей меньше, чем в текущем году), 27,2 трлн рублей в 2024 году и почти 28 трлн рублей в 2025 году. Причем нефтегазовые доходы будут уменьшаться из-за постепенного сокращения добычи нефти после отказа некоторых стран от сотрудничества с Россией в сфере энергетики.
А расходы бюджета составят более 29 трлн рублей ежегодно. Основными источниками финансирования дефицита будут являться государственные заимствования и средства Фонда национального благосостояния.
Мы намерены принять этот проект бюджета в первом чтении, после чего работа нашей фракции с ним будет продолжена. Приоритетами для нас останутся социальная защита граждан, в том числе участников специальной военной операции и членов их семей, оказание помощи регионам, улучшение ситуации с занятостью населения и поддержка новых территорий, недавно вошедших в состав России.