Креативные индустрии и образование: первая остановка - маркетинг и реклама

В Москве стартовала серия конференций-митапов, посвященных взаимодействию системы высшего образования и креативного бизнеса. Первая встреча состоялась 7 октября в Московском государственном университете пищевых производств (МГУПП).
пресс-служба Агентства креативных индустрий

В качестве главной темы обсуждались маркетинг, реклама и коммуникации, при этом затронут оказался самый широкий круг вопросов российской креативной экономики.

О том, что есть необходимость в коллаборации креативного бизнеса и системы высшего образования стало понятно на форуме "Российская креативная неделя". Об этом рассказала руководитель Роскультцентра, директор форума "Российская креативная неделя" Марина Абрамова. На форуме озвучили проблемы - уровень задач и проектов бизнеса сильно опережает уровень подготовки выпускников вузов, необходимо привести в соответствие степень подготовки молодых кадров запросам существующего рынка.

Роскультцентр провел опрос топ-менеджмента в сфере маркетинга, рекламы и коммуникаций, который подтвердил, что необходимо проектировать новые модели образовательных технологий. "Сфера маркетинга и рекламы очень важна для России, как страны в целом, так и для каждого бизнеса, в частности, - отметила Марина Абрамова, - эта индустрия за последние годы много пережила, динамично адаптируется и видоизменяется, а, значит, необходимо как можно быстрее интегрировать запросы рынка работодателей в образовательные подходы высшей школы".

"Креативные индустрии давно сформулировали запрос на изменения в системе образования. Этот запрос ярко выражен в молодежной среде. Высшее образование малоадаптивно, а ряд специалистов не готовит вовсе. С одной стороны, это создает возможности для частного образования, с другой для государственного, которое тоже должно меняться", - рассказал на митап-конференции заместитель начальника Управления президента РФ по общественным проектам Александр Журавский.

Александр Журавский отметил, что митапы являются следующим важным шагом по развитию креативной экономики, которая за последние два года сильно активизировалась. Ежегодно проводятся Российские Креативные Недели на федеральном и региональном уровнях. Утверждены Концепция развития креативных индустрий до 2030 года и план мероприятий по реализации Концепции. В Госдуме создается межкомитетская площадка по вопросам регулирования креативных индустрий в России. Представителям креативной отрасли выделена грантовая поддержка в размере 35-40 млрд. рублей. Президентский фонд креативных индустрий, открывшись в 2021 г., поддержал уже более 10 000 проектов со всей России на суммы около 3,5 млрд. рублей в 2021-м и 8 млрд. рублей в 2022 году. Фонд работает с широким кругом заявителей, в том числе индивидуальными предпринимателями. В прошлом году стартовало проведение ежегодного кросс-отраслевого конкурса - Российской национальной премии в сфере креативных индустрий. 16 октября завершается прием заявок на участие в Премии в этом году и получение высшей награды в сфере креатива.

Митап по маркетингу и рекламе собрал около 30 спикеров и более 500 участников из Москвы и других регионов. "Чем уникален митап - он позволяет сэкономить время в проработке вопросов, аккумулируя в одно время в одном месте все точки зрения, это точка сборки бизнеса и Министерства образования, а также вузов и Администрации Президента РФ", - пояснила Марина Абрамова. К онлайн трансляции подключились вузы со всей страны - на базе федерального опыта они смогут провести митапы с участием бизнеса на региональном уровне совместно с Роскультцентром при поддержке АНО "Креативная экономика, Администрации Президента РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, МОО "Ассоциация менеджеров".

Дискуссия в Москве продлилась почти четыре часа. Все предложения будут проанализированы, итоговая резолюция поступит в Министерство науки и высшего образования РФ и Администрацию Президента РФ, инициативы перейдут в практическую плоскость. Одно из предложений - создание рабочей группы из представителей бизнеса для взаимодействия с профильным министерством.

Как рассказал на митапе Виктор Калинин, заместитель директора Департамента инноваций и перспективных исследований Министерства науки и высшего образования РФ, сегодня в России нет даже профстандарта "Маркетинг", поэтому в одних вузах он проходит по ведомству менеджмента, в других - торгового дела. Виктор Калинин отметил, что реклама и маркетинг, наряду с литературно-издательским делом и разработкой видеоигр, которые будут обсуждаться на следующих встречах в Московском Политехе и МИРЭА - сквозная индустрия для всей креативной экономики. "Это основа развития кооперации в гуманитарной сфере. Министерство отдает приоритет развитию технологического предпринимательства в университетах. Для гуманитарных же вузов фокус на креативных индустриях может стать залогом модернизации образовательных программ, их адаптации к потребностям рынка", - отметил он.

О том, что в образовании необходимо усилить практическую часть Марину Абрамову поддержал ректор МГУПП Михаил Балыхин, отметив, что "наука ради науки - тупик". Креативная составляющая сегодня есть даже в таких, казалось бы, далеких от творчества отраслях как пищевое производство. И дело не только в том, что гастрономия во многих странах входит в число креативных индустрии. "Мы - технический университет, - подчеркнул Михаил Балыхин. - Но именно для таких вузов креативные индустрии, инновации и интеллектуальная собственность необычайно важны. Наука ради науки - тупик. Фундаментальные изобретения - тоже та еще задача. Важно, чтобы каждый проект имел под собой какую-то инноватику".

Заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Людмила Цой отметила, что открытый диалог с представителями креативных индустрий помогает совершенствовать процессы взаимодействия представителей творческого бизнеса и Правительства столицы. "Мы в Департаменте всегда открыты к предложениям, регулярно встречаемся с отраслью и любые кейсы рассматриваем через призму пользы для бизнеса. Наша задача услышать и сделать так, чтобы творческие предприниматели достойно зарабатывали и развивались. Да, иногда мы сталкиваемся с настороженным отношением, но правильная открытая коммуникация убирает все барьеры".

Чтобы понять запросы творческих отраслей Агентство креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития заказывает специальные исследования. В частности, после этих предварительных "экспертных вылазок" можно разработать релевантные меры поддержки для индустрии. Исследование о рынке рекламы - одно из самых актуальных, в нем приводятся данные и статистика за последние полгода. Примечательно, что, несмотря на экономические неурядицы, рекламный бизнес держится довольно уверенно. "Конкретно в рекламе и маркетинге кадрового голода нет, потому что рынок освободился, высвободились люди. Наша задача этих людей не потерять и по возможности включить в существующие проекты", - отметила Людмила Цой.

В отсутствие качественной вузовской подготовки бизнесу часто приходится учить работников за свой счет. В рекламной отрасли это проявляется особенно ярко, ведь здесь требуется множество навыков из самых разных дисциплин. "Мы с удовольствием берем на работу людей с техническим образованием - в клиентские департаменты, на управление проектами. В креативные департаменты - берем гуманитариев, журналистов", - рассказала управляющий партнер DPG Алена Кремер.

Об этом же говорила и управляющий партнер Depot Анна Луканина: "В брендинге востребованы люди, обладающие междисциплинарными навыками. Таких единицы. Например, есть много графических дизайнеров, но мало кто из них разбирается в маркетинге", - отметила она и добавила, что учить сотрудников за деньги клиента - не очень хорошая практика.

Завершая дискуссию, Марина Абрамова отметила, что в текущих реалиях "бизнес сам себе университет": самостоятельно обучает молодые кадры, вкладывает инвестиции, реализует образовательные проекты, например, созданы атласы, глоссарии, связанные с маркетингом и коммуникациями: всё это может взять в работу и распространить между всеми вузами профильное министерство. В это же время даже ведущие вузы страны теряют конкурентоспособность. Для того чтобы изменить ситуацию все предложения, высказанные в ходе митапа, будут суммированы в итоговом документе и станут отправной точкой для дальнейшей работы.