Как увлечь подростков литературой, если ты не Джоан Роулинг

Герои книги "ZOOM. Карантинная история" Елены Бороды - одиннадцатиклассники на пороге карантина. Сюжет ее - не просто летопись последнего школьного полугодия, а кусочек реальности, которая меняется в короткие сроки. Девять историй о подростках без прикрас, какие они есть: "Сейчас не модно быть взрослым. А старым тем более. Это раньше думали, что чем старше, тем мудрее. А потом до человечества дошло, что не стоит все принимать на веру. Поэтому взрослеть стало невыгодно. Уважения - не факт, что добьешься, а проблем по-любому вагон!.." Как сегодня заинтересовать подростков книгой, если ты не Джоан Роулинг? Как понимать молодежный сленг? Об этом мы поговорили с писателем и педагогом Еленой Бородой.
Писатель и педагог Елена Борода считает, что литература - это не галерея портретов на стене школьного класса.
Писатель и педагог Елена Борода считает, что литература - это не галерея портретов на стене школьного класса. / Из личного архива

Соулмейт, фан, кринж, краш, Мэри Сью* (подсказки см. ниже) - в вашей книге целый набор загадочных слов, понятных современным школьникам. Откуда вы их знаете?

Елена Борода: Я каждый день общаюсь с подростками, так как преподаю русский язык и литературу в старших классах. А еще у меня два сына 11 и 16 лет, они тоже этими словечками пользуются, а я их перенимаю.

А в жизни вы так и разговариваете или для педагога это уже перебор?

Елена Борода: В жизни это не мой лексикон, но иногда я могу ввернуть что-то из этого, чтобы проиллюстрировать мысль ярче, но в обычном разговоре это не мое, конечно (смеется). Особенность подросткового сленга в том, что он очень быстро устаревает. И моя книга "Zoom. Карантинная история" - это не только история про начало пандемии, но и речевой срез этого времени.

Пандемия рушит привычный мир ребят, каждая глава - чья-то личная трагедия.

Елена Борода: Мне было важно показать одиннадцатиклассников в моменте, когда ты молод, полон надежд и амбиций, у тебя первая влюбленность, учеба, которая явно не на первом месте, впереди ЕГЭ и поступление в вуз. И вдруг в эту бурную жизнь вливается карантин, который "замораживает", ставит на паузу буквально все. Кажется, наступил конец света, жизнь кончена, продолжения не будет, потому что мы в этом не умеем жить. А потом оказывается, что в этом карантине есть и плюсы. Когда жизнь меняется - это испытание: человек получает шанс что-то пересмотреть. Поэтому моя книга про перемены. А карантин - всего лишь фон.

А превратить свою книгу в популярный литературный сериал не хотите: написать продолжение, как сложились жизни этого 11 класса дальше, как карантин их изменил? Ведь многие истории остались с открытым финалом.

Елена Борода: Говорить о серьезных переменах сложно, желания и стремления у ребят остались прежними. Скорее этот период затронул область разумного планирования, возможность поставить жизнь на паузу. Признаюсь, мне самой интересно, как дальше сложится история Ивана и Данилы, которые хотели подружиться, но не поняли друг друга. Жени и Иры, которые узнали друг друга в новом свете, для Иры это шанс пересмотреть свое отношение к Жене, которая казалась ей серой мышкой, а тут такая бабочка из кокона выпорхнула, и то, что Ира сказала ей "Я тебе никогда не прощу" - это эмоции… Мысль более просторна, когда ее не договариваешь, она опирается на воображение читателей. Поэтому продолжения не будет.

Как писателю привлечь внимание подростка, если у него в руках не рукопись нового "Гарри Поттера"?

Елена Борода: Цепляют определенные темы, которые недостаточно грамотно раскрыты в современной литературе. Если у ребенка есть вопрос, ему всегда пригодится умная книга с ответом на него. Даже пресловутая тема сексуальных меньшинств. Консерваторы всячески этому сопротивляются, говоря, что это не тема, а пропаганда, но это абсолютно не так. Запретами тут не поможешь, дети будут утолять жажду такими низкопробными книгами, как "Лето в пионерском галстуке" - литературной ценности в этой книге нет никакой, она берет лишь своей злободневностью. Если вопрос есть, то нужно на него отвечать с позиции взрослого - грамотно и деликатно.

Елена Борода: В книге "ZООM.Карантинная история" - речевой срез этого времени. Фото: Предоставлено издательством Компас Гид

Получается, всегда нужно говорить о наболевшем?

Елена Борода: В любые времена ребятам интересна история, похожая на их. Ребенок всегда идентифицирует себя с героем и, если он похож на него, то он не чувствует себя одиноким. Феномен проблемной литературы всегда был и никуда не денется. Мы можем сколько угодно показывать идеальную семью, но их количество от этого не вырастет. А если рассказать о семье с проблемными отношениями, то у ребенка, у которого есть недопонимание с родителями, больше шансов почувствовать себя не одиноким. Он поймет, что не изгой, а просто у него проблемы, которые нужно решать. Ответ на актуальный вопрос всегда важен. Лично я много пишу о токсичных отношениях в семье, так как сталкиваюсь с этим.

Бывало, что ученики узнавали себя в ваших книгах, не обижались?

Елена Борода: Бывало и такое. Моя книга "Я тебя никогда не прощу" написана с натуры. Я даже не смогла переименовать героя, как был Тимофей, так и остался. Мне пришлось звонить ему и спрашивать разрешения. Он юноша сложный и сначала сразу же сказал нет. Но, когда прочитал книгу в рукописи, то разрешил. И, кажется, теперь даже гордится, что попал в книгу.

В целом у меня редко встречаются реальные прототипы. Но самый дорогой отзыв от читателей - "Прямо про меня написано". Значит книга получилась.

Почему вы решили писать для подростков?

Елена Борода: Не думайте, что я ощущаю себя подростком, вовсе нет. Я чувствую себя зрелым человеком. Но чего-то в подростковом возрасте я все же не добрала. Мне искренне интересен их мир, что они слушают, смотрят. Я не все принимаю. Ощущение этого очаровательного перехода, когда ты все воспринимаешь на веру, иногда излишне критично - это мне очень близко. Я легко нахожу общий язык с подростками и не всегда мне просто со взрослыми людьми. Подросткам я готова простить многое из того, что не прощаю взрослым, например, инфантильность. В мире взрослых мне менее уютно, потому что слишком много стереотипов и условностей.

А что вам нравятся в современных подростках, а что вы не приемлете?

Елена Борода: Пожалуй, мне импонирует их любознательность, честность, независимость. Минусы - они не всегда упорные, часто не готовы преодолеть трудность, которая просто требует усилий, они просто отступают, не тратят ресурсы. Иногда это связано с гиперопекой, когда родители все решают за них.

От писателя перейдем к преподавателю. Как сегодня построить уроки литературы так, чтобы говорить не только о мэтрах прошлого, но и о современных классиках?

Елена Борода: Важно преодолеть стереотип, что литература - это застывший памятник, галерея портретов в школьном кабинете на стене. Литература - это отражение жизни, даже классика, входя в контекст современности, начинает играть другими красками. Другого выхода, как сопоставлять классику с современностью, я не вижу. Современные авторы пишут о том же самом, просто реальность изменилась, а вопросы остались.

Я не привередливый преподаватель, готова пожертвовать некоторыми главами "Войны и мира", чтобы рассказать ребятам о чем-то современном и актуальном. Бывает, прихожу на урок, а дети не готовы, не прочитали то, что было задано. В таком случае я быстро "переобуваюсь", могу сама почитать им современную книгу, она всегда есть в моем рюкзаке. Иногда я рассказываю ребятам о книге, которая меня потрясла. Так было с драмой "Мыши" Гордон Рис.

А какой самый необычный вопрос задавали вам читатели?

Елена Борода: Из последних: хотели бы вы очутиться внутри вашей книги и прожить там жизнь? Классный вопрос! Тест на хорошую книгу. И я ответила - да. К счастью, я еще не создала такую мрачную вселенную, в которой сама не хотела бы очутиться.

*Если вы хотите понять, о чем речь. Словарь современного подростка

Душный/душнила - тяжелый для общения человек, который вызывает негативные эмоции.

Соулмейт - говоря русским языком - родственная душа.

Фан - опять же, говоря по-русски, - веселье, забава.

Кринж/кринжовый - вызывающий чувство неловкости и стыда за других.

Краш - объект тайного обожания.

Криповый - пугающий, ужасный

Мэри Сью - архетип персонажа, наделенный автором гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями, внешностью и везением.

Пруфы - доказательства.

Ауф - возглас используется для выражения восхищения и одобрения.

Токсик - токсичный человек.

Чилить - отдыхать.

Чекать - проверять.

Цитаты из книги "Zoom. Карантинная история"

- "Еще я подумал о том, как все перемешано в жизни и как трудно разобраться: круто это или наоборот. Вот пандемия эта хотя бы - Аленка все правильно написала, умница она!

Вообще, конечно, плохо, когда много людей болеет и умирает. Но если бы не изоляция, я бы не решился заговорить с Аленкой. Ну, так, серьезно заговорить. И навсегда остался бы для нее шутом на веревочках".

- "Через сто - сто пятьдесят лет на Земле иссякнут ресурсы. А альтернативных источников энергии пока еще не придумали. Да и здоровье планеты уже давно ниже среднего. Воздух все тяжелее, лесов все меньше, льды на полюсах тают. Такими темпами человечество долго не протянет. Но все почему-то продолжают решать свои маленькие проблемы. Как будто пытаются урвать у этого отрезка оставшегося времени все для себя возможное. Урвать и помереть, оставив после себя на несколько тонн мусора больше.

Похоже на жизнь в большом дереве: оно уже повержено, разрублено и даже отправлено в костер, а букашки и зверушки, которые в нем жили, еще бегают, шевелятся, что-то едят, хотя уже и чуют неладное".

- "Большинству людей не нравится напрягаться. Они любят тех, с кем легко. С папой легко. Со мной тоже. Поэтому у меня полкласса друзей, остальная половина хочет стать моими друзьями. Ну, и парочка, кто не хочет, но они странные. Иван Корнеев и загадочная девушка по имени Кассандра. Нет, реально Кассандра, имечко, да?

Корнеев душный, а может, он мне просто завидует, так что он не в счет. А Кася интересная. Она единственная из девчонок, кто меня реально игнорит, и не похоже, что притворяется. Ну и ладно, дозреет - будем общаться".