"До недавнего времени существовало только два варианта работы на доставку, - комментирует Сергей Миронов. - Либо ты используешь готовое приложение агрегатора и платишь за доставку и присутствие в нем. Либо нанимаешь IT-команду и тратишь огромные деньги на собственное приложение". Теперь появилась и третья возможность: заказать разработку приложения по определенным шаблонам.
По словам Сергея Миронова, сейчас стоимость таких услуг снизилась, а выбор исполнителей расширился. При таких условиях рестораторы начинают отказываться от сотрудничества с агрегаторами, которые забирают комиссию до 35 процентов от стоимости заказа. В этих 35 процентах значительная часть - это плата за размещение в маркетплейсе. "Когда агрегатор сотрудничает с крупным партнером, сетевиком, сотрудничество в таком формате бывает взаимовыгодным, - рассказывает руководитель Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. - А для небольших предприятий общепита комиссия слишком высока". В таких условиях представители малого бизнеса налаживают собственную доставку. "Это реально помогает сэкономить, когда у какой-нибудь мини-пекарни в определенном районе стабильный поток заказов", - комментирует Игорь Бухаров. Но так получается далеко не в каждом случае. Только что открывшимся кафе агрегаторы помогают раскрутиться и найти аудиторию. По словам Игоря Бухарова, в каждом случае владелец ресторана должен просчитывать, как ему работать выгоднее, с агрегаторами или собственными курьерами. Тут универсального рецепта нет.
Как отметил Сергей Миронов, с собственной доставкой в основном работают небольшие заведения. Рестораторы просто размещают в зале QR-коды, по которым постоянные гости могут загрузить приложение. И соответственно рестораторы не тратятся на раскрутку.
На схему со своей доставкой постепенно переходят и крупные сетевики. Как рассказал "РГ" основатель "Теремка" Михаил Гончаров, эту опцию решили добавить в ресторанное приложение, которое работает достаточно давно. Можно выбрать не только доставку, но и самовывоз - приложение само покажет гостю сети ближайшее заведение. "Мы ввели сервис доставки в своем приложении, но заказы отдаем сторонним курьерским сервисам, - отмечает ресторатор. - Это дает преимущества постоянным клиентам. Они могут воспользоваться нашей бонусной системой. В приложениях агрегаторов эта функциями не работает". В то же время "Теремок" остается в приложениях "Яндекс.Еда" и Delivery Club. У них есть своя лояльная аудитория, говорит Михаил Гончаров, и терять ее ресторан не намерен.
Тем временем
Москвичи все реже начали ходить в дорогие рестораны. Посещаемость заведений общепита премиум-сегмента упала на треть за две недели по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В бюджетных кафе показатели тоже начали снижаться, но далеко не так резко - у них число заказов снизилось на 20%. Такие данные приводят аналитики компании Focus Technologies. Эксперты полагают, что горожане в непростые для всего мира времена решили на некоторый период включить режим экономии.